Патриарх Никон — реформатор русской церкви

Патриарх Никон - реформатор русской церкви

Мирское имя патриарха Никона — Никита Минин. Он родился 7 мая 1605 года в мордовском селе Вельдеманово недалеко от Нижнего Новгорода. Впрочем, протопоп Аввакум, также родившийся на Нижегородчине, считал, что отцом Никиты был черемис (мариец) по имени Мина, а мать Мариама являлась русской. Сам же будущий патриарх называл себя русским. Мать его умерла вскоре после рождения сына, отец женился второй раз, поэтому, мальчик рано остался предоставленным самому себе.

Уже с малых лет у Никиты проявился твердый характер и стремление к независимости. В детстве он обучался грамоте у местного священника и решил всю свою жизнь посвятить служению Богу. В двенадцатилетнем возрасте мальчик стал послушником Макарьев-Желтоводского монастыря В Нижнем Новгороде. Отец неоднократно пытался вернуть сына домой, но Никита уже твердо выбрал свой жизненный путь. В двадцатилетнем возрасте он был рукоположен в сан священника.

Никита вступил в брак, но дети его умерли в младенчестве, после чего молодой священник решил, что ему судьбой предначертано принять монашеский постриг. Он расстался с молодой женой, которая также стала монахиней Алексеевского монастыря в Москве, и отправился на русский Север. В возрасте 30 лет Никита Минин стал монахом Соловецкого монастыря с новым именем — Никон.

В 1639 году, после конфликта с настоятелем Елеазаром, Никон решил оставить Соловецкую обитель и отправился в небольшой монастырь недалеко от Каргополя. Никон был инициативным, на Соловках он заведовал хозяйственной частью монастыря, поэтому, на новом месте уже через четыре года стал настоятелем и отправился в Москву, чтобы представиться царю Алексею Михайловичу и попытаться наладить сбор пожертвований для своего монастыря.

Молодой настоятель был был благосклонно принят царем, произвел на него хорошее впечатление и вскоре был назначен игуменом Новоспасского монастыря на Крутицком холме, рядом с Москвой-рекой. С того времени Никон пользовался неограниченным доверием царя Алексея Михайловича, по указу которого в 1649 году был возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого. В Новгороде Никон решился осуществить свою мечту — упорядочить церковное богослужение, чтобы приблизить его к греческому образцу.

Все дело в том, что много веков на Руси богослужебные книги переписывались вручную. Неудивительно, что за это время в них накопилось множество ошибок, которые приводили к отклонению от греческих канонов. С развитием книгопечатания появилась возможность привести их к единому образцу. Такая активная деятельность митрополита вызвала в Новгороде волнения, в 1650 году Никону пришлось вернуться в Москву. В апреле 1652 года в столице умер патриарх Иосиф, а в июле того же года Никон был провозглашен новым патриархом всея Руси. Вот тогда он и решил провести давно задуманную им церковную реформу. Начал он с того, что, собрав огромную библиотеку греческих рукописей, приступил к сверке их с московскими богослужебными книгами. К работе привлекли группу переводчиков, для того, чтобы они могли выявить разночтения между ними.

Сам царь Алексей Михайлович полностью доверился в этом вопросе новому патриарху и в проведение церковной реформы не вмешивался. Более того, во время отсутствия царя в Москве Никон фактически управлял государством, за что Алексей Михайлович добавил к его титулу патриарха еще и царский титул «Великий Государь». На всех официальных церемониях Никону полагалось воздавать те же почести, что и самому царю.

Прошло время, и отношения царя с патриархом серьезно осложнились. Властолюбивый Никон не раз заявлял, что власть патриарха должна превосходить царскую власть. Недаром, он уподоблял себя Солнцу, а русского царя — Луне. То есть, своему спутнику.

Уже с 1656 года Алексей Михайлович демонстративно прекратил посещать церковные службы, которые проводил патриарх, чтобы подчеркнуть разрыв между представителями светской власти и духовной. Царь также потребовал исключить из обращения к патриарху титула «Великий Государь». Возможно, конфликт удалось бы уладить смирением Никона, но он требовал, чтобы царь покаялся перед ним. В 1666 году на заседании Собора было принято решение — лишить Никона патриаршего достоинства и сослать простым монахом в Ферапонтов монастырь, который находился на Белом озере.

Алексей Михайлович умер в 1676 году, на престол вступил его старший сын Федор. К тому времени бывший патриарх Никон был уже далеко не молод и слаб здоровьем. Несмотря на то, что по велению нового царя в 1681 году ему разрешили переехать в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, 76-летний Никон не смог преодолеть этот длинный путь, он скончался в дороге 17 августа в Ярославле.

Погребение Никона состоялось 26 августа 1681 года в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, проститься с бывшим патриархом прибыл царь Федор Алексеевич. По его ходатайству через год Никон был вновь причислен к лику патриархов. В 2013 году саркофаг Никона был вскрыт. К удивлению археологов, он оказался пустым. Вероятнее всего, саркофаг был просто разграблен задолго до реконструкции монастыря. По словам верующих, у гробницы патриарха Никона часто происходили чудесные исцеления, что привлекало сюда многочисленных паломников.

В 1862 году в Новгороде был установлен памятник «Тысячелетие России». На нем изображены фигуры 129 известных деятелей государства, в числе которых есть и патриарх Никон. А в 2005 году в селе Вельдеманово, где прошло детство Никиты Минина, прошли торжества, посвященные 400-летию со дня его рождения. Рядом с родником была открыта купальня и установлен поклонный крест.

Реформы патриарха Никона вызвали раскол в Русской православной церкви. Часть верующих, возглавляемая протопопом Аввакумом, выступила против, несмотря на то, что на поместном соборе 1656 года всех, кто продолжал креститься двумя перстами, объявляли еретиками и отлучали от церкви. Приверженцев старообрядчества начали именовать раскольниками.