Руаль Амундсен — первый человек, покоривший Южный полюс


Известный норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен родился 16 июля 1872 года. Его предки были крестьянами, но прадед Руаля смог приобрести собственную землю, а его дети и внуки уже были состоятельными судовладельцами, имевшими также собственную судоверфь. Любимым занятием Руаля в детстве было чтение книг, в которых описывались полярные путешествия. Постепенно юноша и сам начал готовить себя к дальним странствиям: упорно тренировался, обливался холодной водой, бегал на лыжах. Кроме того, усиленно занимался иностранными языками.

Для сдачи экзаменов на должность штурмана дальнего плавания требовалось не менее трех лет матросского стажа. Поэтому, Руаль Амундсен нанимается на шхуну отправляется к берегам Шпицбергена промышлять тюленей. Позднее ему пришлось сменить не одно судно, он побывал в Англии, Испании, добирался до берегов Африки и Америки. В 1895 году мечта молодого моряка сбылась, он получил диплом штурмана.

Уже через год Амундсен, в составе бельгийской экспедиции, отправляется к берегам Антарктиды. Это было сложное путешествие, которое длилось около двух лет, полярникам пришлось пережить на Ледовом континенте сильные морозы, шквальные ветра и голод. К тому же, начальник экспедиции Адриен де Жерлаш недолюбливал Амундсена за его независимый нрав. Тем не менее, вернувшись в Брюссель норвежец получил первую своей жизни награду - кавалерский крест Ордена Леопольда.

В 1903 году Амундсен организовал уже экспедицию под своим командованием. На яхте "Йоа" он прошел от Гренландии до Аляски, обогнув Америку с северной стороны. Путешественники не раз были на волоске от гибели, в любой момент яхта могла быть выброшена на скалы или перевернута ураганным ветром. Останавливаясь на зимовки, полярники вели метеорологические и астрономические наблюдения. Им удалось сделать серьезное открытие - установить местоположение магнитного полюса Земли.

В то время у Амундсена была мечта - стать первым покорителем Северного полюса. Но, еще во время подготовки к штурму, весь мир облетело известие о том, что там, в апреле 1909 года, побывал американец Роберт Пири. Достоверность данного факта оспаривается и в наше время, но сам Амундсен потерял интерес к северной "макушке" Земли и заявил о том, что намерен отправиться в Антарктиду, чтобы покорить Южный полюс. Таков был Руаль Амундсен - он во всем стремился стать только первым!

Экспедиция под командованием Амундсена высадилась в Китовой бухте на побережье Антарктиды 15 января 1911 года. Одновременно с норвежцами к штурму Южного полюса готовилась и английская экспедиция, которой командовал Роберт Скотт. Газеты всего мира наперебой сообщали о ходе соперничества двух полярных команд. Норвежцы решили использовать в качестве транспортного средства собак, англичане - лошадей. Интересно, что еще один известный полярник, Карстен Борхгревинк, был уверен, что как одни, так и другие, совершают серьезную ошибку. По его мнению, идеальный вариант - северные олени.

Команда Амундсена отправилась в путь 20 октября 1911 года. Полярникам достаточно легко удалось достигнуть 85 градуса южной широты, затем начались серьезные проблемы: путь преграждали глубокие трещины, мешали сильнейшие бури, сказывалась и высота, участники экспедиции страдали от горной болезни. Изнурительная гонка продолжалась почти два месяца, достигнуть Южного полюса норвежцы смогли только 14 декабря 1911 года.

На полюсе Амундсен с товарищами пробыл три дня, здесь был установлен флаг Норвегии, проведены некоторые научные наблюдения, после чего первооткрыватели отправились в обратный путь, 26 января 1912 года они вернулись на базу. Общая протяженность маршрута составила около 3 000 километров, добраться до Южного полюса и вернуться обратно удалось за 99 дней.

Судьба соперников Амундсена оказалась трагичной, экспедиция Роберта Скотта достигла Южного полюса месяцем позже, а на обратном пути англичане погибли. Эта новость была страшным ударом как для Англии, так и для участников норвежской экспедиции, несмотря на то, что они приложили все силы, чтобы стать первыми. Узнав о трагедии, Амундсен сообщил в одном из писем, что готов пожертвовать славой первооткрывателя, чтобы вернуть к жизни Скотта с товарищами.

Вернувшись в родную Норвегию, Амундсен приступил к работе над книгой об открытии Южного полюса. Но, останавливаться на достигнутом он не собирался. К тому времени он был уже весьма состоятельным человеком, поэтому, мог финансировать экспедиции из собственных средств. У неутомимого норвежца появилась новая цель - вмерзнуть на судне в лед и преодолеть Северный Ледовитый океан с запада на восток, повторив дрейф Ф. Нансена.

Во время дрейфа Амундсен надеялся пройти и через Северный полюс, но все сложилось не так, как ему хотелось. Судно "Мод" оказалось прибито льдами к берегу, Руалю пришлось дважды зимовать у сибирских берегов. Но, от штурма Северного полюса норвежец не отказался, он решил научиться управлять самолетом, чтобы достичь цели воздушным путем.

Осуществить задуманное Амундсен решился в 1925 году, когда отправился в полет со Шпицбергена с пятью товарищами на двух самолетах военного ведомства. Выделили их не без труда, многие депутаты норвежского стортинга голосовали против. Полюса Амундсен не достиг, вернуться обратно удалось на одном самолете.

Лишь в следующем году Амундсен смог пролететь на Северным полюсом на дирижабле "Норвегия" с итальянцем У. Нобиле и американцем Л. Элсуортом. Так Руалю Амуундсену удалось стать первым в мире человеком, побывавшем на обоих полюсах Земли.

Через два года в полет над Арктикой на дирижабле вновь отправился итальянский путешественник Умберто Нобиле. Дирижабль "Италия" ударился о лед, некоторые члены экипажа, в их числе и Нобиле, оказались выброшенными на льдине и были спасены. Остальные взмыли в воздух вместе с дирижаблем, больше их никто не видел.

Амундсен принял участие в спасательных работах и погиб. Самолет "Ламам-47" пропал вместе с экипажем, в состав которого входил Амундсен, 28 июня 1928 года. На то момент легендарному полярнику шел 56-ой год. Топливный бак самолета позднее был обнаружен в море, но никого из летчиков так и не нашли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *