Братья Люмьер — родоначальники кинематографа

Биография Братьев Люмьер.Братьев Люмьер считают изобретателями кинематографа, хотя, с таким утверждением далеко не все согласны. Огюст Луи Мари Николя Люмьер (1862 - 1954) и Луи Жан Люмьер (1864 -1948) родились в городе Безансон на востоке франции в семье художника Антуана Люмьер, который позднее увлекся фотографией. Оба сына получили хорошее образование, Огюст окончил Бернский университет, а Луи - Высшую техническую школу в Париже.

В 1883 году Люмьеры начали производство фотопластинок, уже через десять лет их предприятие выпускало до 15 миллионов таких пластинок в год. Однажды отец Антуан Люмьер побывал в Париже, где увидел кинетоскоп, изобретение американца Томаса Эдисона. И сумел увлечь сыновей новой идеей - разработать аппарат, способный проецировать на экран движущиеся картинки. Кинетоскоп Эдисона имел существенный недостаток, он был предназначен лишь для индивидуального просмотра.

Заявку на получение патента Люмьеры подали 13 февраля 1895 года. Свой аппарат они назвали "синематограф". Первый платный киносеанс состоялся 28 декабря 1895 года в "Гранд-кафе" на парижском бульваре Капуцинок. в зале присутствовали тридцать три зрителя. "Движущиеся картинки" вызвали такой интерес у публики, что заказы нам проведение сеансов стали поступать из самых разных городов.

Особый восторг вызывал 50-секундный фильм под названием "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота". Зрители вскакивали со своих мест, пытаясь "спастись" от движущегося на них поезда. В газетах того времени появились статьи, описывающие "страх, ужас и даже панику» у публики. Пролетарский писатель Максим Горький увидел этот "жуткий" ролик на Нижегородской ярмарке. Вскоре была опубликована его статья, в которой Горький делился с читателями своими ощущениями. Ему казалось, что поезд вырвется в зал превратив зрителей "в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей".

Аппарат, сконструированный братьями Люмьерами, был переносным, весил он всего 12 фунтов, пленка демонстрировалась со скоростью 16 кадров в секунду. Люмьеры были не только изобретателями "синематографа", но и режиссерами первых своих картин. За 1896 год они выпустили 40 коротких роликов, время демонстрации которых составляло всего 1-2 минуты. Сюжеты были незатейливыми, отражающие повседневную жизнь французов: работу кузнеца, солдат, марширующих на плацу, игру в карты.

Эти сеансы были столь популярны, что уже через полтора года после премьеры братья стали миллионерами. В Лионе они построили первый в мире кинотеатр, по всему миру гастролировали репортеры, в обязанности которых входили съемки сюжетов на актуальные темы и реклама синематографа. К тому времени у них уже появились многочисленные конкуренты, причем, их аппараты были более совершенны, чем у изобретателей кино. Уже в 1898 году Люмьеры прекратили съемки новых фильмов. К тому времени они успели отснять около 1 800 картин, которые в 1946 году были переданы во Французскую синематику - крупнейший на планете архив кинематографа.

В конце XIX века зрители уже не выбегали из зала, завидев на экране поезд. Их уже мало интересовали ролики, снятые на обычных улицах, без всякого сценария и привлечения актеров. Примитивные формы кинематографа уходили в прошлое.

После 1898 года они продолжали некоторое время заниматься выпуском киноаппаратов, но в начале ХХ века решили продать все свои патенты, к тому времени у них появилось другое увлечение - цветная фотография. Пытались они даже наладить выпуск цветной пленки для кинематографа, но такие смелые планы слишком опережали свое время. Эпоха цветного кино наступила лишь в тридцатых годах.

6 января Жоанни-Филипп Лагруа, известный французский астроном, обнаружил астероид №775, который решил назвать в честь братьев Люмьер. Свое открытие Лагруа сделал в обсерватории города Ницца.

В зрелом возрасте пути братьев разошлись, младший Луи проччдолжал работу в кинематографе, а вот его старший брат серьезно занимался медициной, исследовал раковые клетки, а также влияние витаминов на организм человека. В годы Второй мировой войны братья были замешаны в сотрудничестве с коллаборационистским режимом Виши, который сотрудничал с оккупантами.

Скандал по этому поводу разгорелся спустя полвека после окончания самой кровопролитной войны в истории человечества. В 1995 году Банком Франции было принято решение о выпуске купюры номиналом 200 франков, посвященной 100-летю кинематографа. Естественно, с портретами братьев Люмьер. Неприятный факт из их биографии привел к тому, что весь отпечатанный тираж, в количестве 17 000 000 купюр, был уничтожен.

Право на то, чтобы называться родоначальниками кинематографа, не раз пытались оспорить наследники конкурентов братьев Люмьер. Например, один из потомков француза Луи Лепренса доказывал в суде, что изобретателем кино является именно его предок. За семь лет до появления аппарата "синематограф" Луи Лепренс снял крошечный ролик длительностью менее 2 секунд.

Во время первого процесса доказать свою правоту наследник не смог. А продолжить свою борьбу просто не успел физически, он был застрелен в то время, когда выходил из зала суда. В 2015 году на экраны вышла документальная кинокартина, посвященная Луи Лепренсу с характерным названием - "Первый фильм".

Первый в истории киноплакат "Синематограф Люмьер" был выставлен на торги на аукционе "Сотби" несколько лет назад. Плакат был выпущен в 1895 году к первому коммерческому киносеансу. Не одно десятилетие раритет хранился в частной коллекции. По оценке экспертов, его стоимость могла составлять от 40 до 60 тысяч фунтов стерлингов. Но, результат превзошел самые смелые ожидания, плакат был продан за более внушительную сумму - 160 тысяч фунтов стерлингов.

В 1987 году в Советском Союзе был снят фильм "Человек с бульвара Капуцинов". Главный герой картины Джон Фёст, в исполнении замечательного актера Андрея Миронова, пытается перевоспитать ковбоев Дикого Запада, познакомив их с изобретением братьев Люмьер.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *