Иван Заикин — силач, борец и бесстрашный авиатор

Биография Ивана Заикина.Жизнь легендарного русского силача Ивана Михайловича Заикина могла бы стать сюжетом для увлекательного приключенческого романа, причем, автору не пришлось бы даже ничего особенного придумывать, для книги вполне хватило бы тех событий, которые происходили с ним на самом деле.

Иван родился 5 ноября 1880 года в Симбирской губернии в семье известного в округе силача и кулачного бойца Михаила Заикина. У Вани была мечта - стать таким же сильным, как и его отец. Причем, не для того, чтобы выступать на цирковой арене, а тянуть бурлацкую лямку и работать грузчиком на пристани. Слабых туда не принимали, а другого способа прокормиться Иван просто не представлял.

Семья Заикиных была многодетной - у Ивана было тринадцать братьев и сестер. Но, голод и эпидемии скосили почти всех. В живых остались только двое Иван и одна из его сестер. Во время эпидемии холеры семь его братьев умерли в один день. Мальчику пришлось в 12 лет вступить в бурлацкую артель, а затем наняться в грузчики.

Интересно, что свой первый гонорар за выступление на цирковой арене Иван Заикин получил в Саратове, где ему удалось на время найти работу. В местном цирке выступал борец по фамилии Снежкин, который предложил десять рублей любому из зрителей, который сможет продержаться против него на ковре хотя бы одну минуту. Вызов принял молодой грузчик Иван
Заикин и, к восторгу публики, через минуту проложил в карман 10 рублей.

Но, первый серьезный успех пришел к Заикину в 1904 году. В Царицын пришло приглашение на Всероссийский чемпионат по тяжелой атлетике. Меркурьев посчитал, что единственным из его воспитанников, кто может достойно представить свой город, является Иван Заикин. Неожиданно, молодой дебютант выиграл первый приз в турнире по поднятию гири. после этого
успеха он решил стать профессиональным атлетом.

Он покинул арену Меркурьева в Царицыне и начал тренироваться пол руководством Ивана Поддубного. А вскоре Заикин подписал контракт с цирком Никитина, с которым отправился гастролировать по Поволжью. Заикин вспоминал, что Никитин предложил ему за выступления такую сумму, о какой он даже и мечтать не мог.

В 1908 году Заикин отправился на чемпионат мира по борьбе среди профессионалов, где занял второе место, уступив лишь своему учителю - Ивану Поддубному. Добившись международной славы, Иван Михайлович начал пробовать свои силы и в организации собственных чемпионатов по борьбе. Проходили они с большим успехом, но Заикин, на турнире в Одессе вдруг увидел полет воздушного шара и поставил перед собой цель - стать воздухоплавателем. Он даже совершил полет с Сергеем Уточкиным, правда, не совсем удачно – шар приземлился в воду.

Невольное купание не охладило страсти Заикина - в 1910 году он отправляется во Францию, чтобы пройти там курсы у известного авиатора Анри Фармана, и получить разрешение на управление уже не воздушным шаром, а аэропланом. Конкурс на курсы Фармана был огромным, но помогла громкая слава Заикина - его приняли. Правда, вскоре он совершил отчаянный поступок, за что едва не был отчислен.

В один из выходных, Иван, решивший, что хорошо освоил не только теорию, но и практику, задумал совершить самостоятельный полет. Для этого ему пришлось закупить вина, чтобы хорошо угостить механиков, которые пустили его в самолет. В воздух новичок-авиатор поднялся успешно, но, во время полета вдруг вспомнил, что не имеет понятия, как посадить аэроплан.

С трудом ему удалось приземлиться на летное поле, где его уже поджидал разъяренный хозяин - Анри Фарман. Он был готов избить Заикина за самоуправство, правда, хорошо понимал, что в такой схватке с известным атлетом шансов у него нет. Вскоре Фарман сменил гнев на милость и выдал Заикину диплом, дающий право на самостоятельные полеты.

Вернувшись в Россию, Заикин начал устраивать показательные полеты, получая за это неплохие деньги. В октябре 1910 года он установил даже рекорд Москвы по продолжительности полета, находясь в воздухе над городом более 54 минут. Сам Заикин планировал довести рекорд до 1 часа, но пришлось совершить посадку из-за неполадок двигателя.

Правда, карьера авиатора Заикина продолжалась недолго. Однажды он поднялся в воздух в Одессе со своим другом - писателем А. И. Куприным. Сильный порыв ветра бросил аэроплан на землю, Заикин и Куприн отделались ушибами, а вот на восстановление аппарата требовалась огромная сумма. В долги Заикин решил не влезать, да и друзья отговаривали его от дальнейших полетов, убеждая не искушать судьбу. Вскоре Заикин вернулся на цирковую арену в качестве атлета.

Он снова с триумфом выступает на турнирах борцов, не забывая также удивлять публику силовыми трюками. Совершает гастроли по Европе и США, а революция в России застала его в Кишиневе. Здесь он купил дом и решил остаться надолго. В двадцатых годах он все реже выходил на ковер, выступая, в основном, в цирке Кишинева с силовыми номерами.

В 1930 году кишиневские журналисты даже "похоронили" Заикина. Он выступал на арене с очень сложным номером: лежа держал на груди помост, по которому проезжал грузовик весом в полторы тонны. Автомобиль вдруг заглох, придавив атлета. В газетах Кишинева появились сообщения о его смерти, но он, к счастью, выжил, а после длительного лечения вновь вернулся на помост.

В 1934 году Заикин даже на время покидал Кишинев - отправился в Ригу, где победил в турнире борцов. Несмотря на то, что ему уже было 54 года. В 1940 году Кишинев вошел в состав Советского Союза. Учитывая большие заслуги Ивана Михайловича в спорте, советское правительство назначило ему пенсию и присвоило звание "Заслуженный мастер спорта СССР".

В 1945 году в Ленинграде проходили торжества, посвященные 60-летию тяжелой атлетики в России. Туда приглашен был и Заикин. В зале собрались многие известные атлеты, имена которых гремели на весь мир еще до революции. В то время Иван Михайлович был уже болен, сказывались многочисленные травмы, полученные как на атлетическом помосте, так и во время полетов. Великий русский атлет умер 22 ноября 1948 года в Кишиневе. В этом же городе он и был похоронен на Центральном (Армянском) кладбище.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *