Михаил Глинка — автор оперы «Жизнь за царя»

Михаил Глинка - автор оперы "Жизнь за царя"

Родина Михаила Ивановича Глинки — село Новоспасское Смоленской губернии. Здесь будущий известный композитор появился на свет 1 июня 1804 года. Его отец, Иван Николаевич Глинка, был отставным капитаном, потомком старинного дворянского рода белорусско-литовского происхождения. Один из его предков еще в середине XVII века принял православие и подданство Российской империи.

В детстве Миша был слабым и болезненным ребенком. До шестилетнего возраста его воспитанием занималась бабушка по отцовской линии Фекла Александровна, женщина строгая и властная. Лишь после ее смерти мать Глинки Евгения Андреевна получила возможность полноценно общаться с собственным сыном. Михаил очень любил слушать русские народные песни и мечтал о том, что когда-нибудь он станет известным композитором и создаст настоящую русскую оперу.

В 1817 году 13-летний Михаил был отправлен родителями в Санкт-Петербург в Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Его воспитанием в столице занимался однокашник А. С. Пушкина по Царскосельскому лицею Вильгельм Карлович Кюхельбекер, будущий декабрист. А преподавателем музыки был придворный композитор Катерино Альбертович Кавос, который уже после первых занятий определил, что мальчик имеет настоящее музыкальное дарование. Здесь же юный Глинка познакомился и с самим Александром Сергеевичем Пушкиным, младший брат поэта Лев учился вместе с Михаилом в Благородном пансионе.

Катерино Альбертович Кавос написал в то время оперу «Иван Сусанин», которая, кстати, не сильно нравилась его ученику. В отличие от преподавателя, который не часто бывал в русской провинции, Михаил хорошо знал жизнь простого народа. По мнению Глинки, персонажи оперы Кавоса очень мало были похожи на тех крестьян, которых он видел в родной Смоленской губернии.

После окончания пансиона Михаил поступил на службу помощником секретаря Главного управления путей сообщения. Несмотря на то, что он мечтал заниматься только музыкой, отец был непреклонен — сын должен найти себе серьезную должность, а музыка, по твердому убеждению Ивана Николаевича, была просто баловством, и не более того. Но, в управлении Глинка-младший служил лишь по необходимости, отдавая музыке все свободное время. Вскоре некоторые его произведения, например, романс «Не искушай меня без нужды», написанный на слова Евгения Абрамовича Баратынского, стали популярны в салонах Санкт-Петербурга. Их высоко ценил даже сам Пушкин, общение Глинки с великим поэтом продолжалось до его трагической гибели.

Но, сам Михаил Иванович Глинка останавливаться на достигнутом не собирался, он был уверен, что находится лишь в самом начале своего творческого пути, поэтому, основные его произведения впереди. В Петербурге он заводит знакомства со многими известными поэтами и музыкантами, кроме Пушкина общается с А. С. Грибоедовым, А. С. Даргомыжским, В. А. Жуковским, М. А. Балакиревым.

В 1930 году Глинка отправляется в заграничную поездку. Он побывал за несколько лет в Австрии, Германии, Италии, познакомился с музыкальной культурой этих стран, общался с известными итальянскими композиторами Беллинни и Доницетти. Вернулся в Россию Глинка только через четыре года, получив известие о смерти отца.

Дома он приступает к работе над оперой, главным героем которой должен был стать Иван Сусанин, простой костромской крестьянин, отдавший свою жизнь ради спасения молодого царя Михаила Федоровича. Закончил работу глинка в 1836 году. Для того, чтобы получить разрешение на остановку оперы на сцене Санкт-Петербурга, требовалась положительная оценка К. А. Кавоса. Несмотря на то, что он сам был автором оперы о трагедии Ивана Сусанина, Кавос не нашел «плагиата» в работе своего ученика. Более того, назвал его «подлинно национальным композитором».

Премьера оперы, получившей название «Жизнь за царя», состоялась в Большом театре Санкт-Петербурга 27 ноября 1836 года. в этот день в зрительном зале присутствовал даже сам император Николай Первый вместе с семьей. Успех был невероятным, в зале долго не смолкали аплодисменты. Даже несмотря на то, что через несколько дней в столичных газетах появились критические статьи, в которых опера «Жизнь за царя» называлась «кучерской». Слишком много среди героев оперы было простолюдинов, что являлось нетипичным для того времени.

Но, автор не остался без монаршей милости, его тут же назначили капельмейстером Придворной певческой капеллы, на этой должности Глинка находился более двух лет. В это время он начинает работу над новой оперой — «Руслан и Людмила», по мотивам известного произведения Пушкина. ее премьера прошла ровно через шесть лет после выхода на сцену «Жизни за царя» — 27 ноября 1842 года. На этот раз триумфа не получилось, опера была признана неудачной, на нее обрушился настоящий шквал критики.

Для того, чтобы отвлечься от грустных мыслей, Глинка снова отправляется в заграничное путешествие. На это раз он посетил Испанию, где написал две увертюры на испанские народные темы. В 1847 году глинка возвращается в Россию, но в Петербург не спешил, пожил некоторое время сначала в Новоспасском, а затем в Смоленске. у него не раз появлялись мысли о том,ч тобы покинуть Россию, но возникли проблемы с получением заграничного паспорта. Пришлось остановится сначала в Варшаве, затем переехать в Санкт-Петербург. За рубеж удалось выехать только в 1852 году. Два года Глинка провел в Париже, на короткое время вернулся в Россию, а в 1856 году отправился в Берлин. Здесь он и скончался 3 февраля 1857 года. Причиной смерти стало осложнение после серьезной простуды. Похоронили композитора на лютеранском кладбище Берлина. лишь через несколько месяцев, благодаря стараниям младшей сестры Михаила Ивановича Людмилы, его прах был перезахоронен на Тихвинском кладбище
Санкт-Петербурга.

Несмотря на удачную карьеру композитора, личная жизнь у Глинки так и не сложилась. Два его брака распались, поэтому, последние одиннадцать жизни Михаил Иванович провел холостяком.