Михаил Ломоносов — как крестьянский сын стал светилом науки

Михаил Ломоносов - как крестьянский сын стал светилом науки

Ломоносов Михаил Васильевич — гениальный русский ученый, поэт, просветитель, один из самых выдающихся светил мировой науки, государственный и общественный деятель.

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 (по старому стилю 8) ноября 1711 года в деревне Мишанинской, неподалеку от города Холмогоры в семье помора. Отец — Василий Дорофеевич Ломоносов, черносошный крестьянин. Был довольно зажиточным, владел небольшим парусным судном, занимался морским промыслом. Мать — Елена Ивановна Ломоносова (урождённая Сивкова), дочь просвирницы погоста Николаевских Матигор. Мать умерла когда Михаилу было девять лет. После смерти супруги, отец Ломоносова дважды женился. Третья жена Василия Дорофеевича оказалась для Михаила Ломоносова «злой матчихой».

Когда Михаилу исполнилось десять лет, отец стал брать его с собой в качестве юнги. Лучшими моментами в детстве М. В. Ломоносова были его походы с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Михаила Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше».

Грамоте обучил М. В. Ломоносова дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников. Михаил Ломоносов рано научился читать и писать, а главное думать. Но чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность. Мачеху особенно ожесточала страсть Ломоносова к книгам. Его жизнь в родном доме становилась невыносимой.

В 1731 году, узнав, что отец хочет женить его, Михаил Ломоносов бежит в Москву. Там его принимают в «Спасские школы». Успехи, прилежание и примерное поведение Ломоносова быстро замечает школьное начальство. За один год Михаил Ломоносов проходит сразу три класса. Обучение в школе стало для Ломоносова нелегким испытанием: укоры отца, “несказанная бедность”, насмешки школьников. Но способности, примерное прилежание и быстрые успехи Ломоносова не остались незамеченными. В 1736 в числе 12-ти лучших учеников Славяно-греко-латинской академии он был вызван в Петербург для обучения при Академии наук.

В сентябре того же года Ломоносов был послан в Германию (Марбург) к Христиану Вольфу для изучения химии и горных дел. Кроме прочего, Ломоносову пришлось “учиться и естественной истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике, гидраулике и гидротехнике”. В Марбурге Ломоносов пробыл до 1739. Здесь он получил обширное и основательное образование.

В 1738 студент Ломоносов послал в Академию донесение на немецком языке о прослушанных лекциях и приобретенных книгах, рассуждение на латинском языке по физике и стихотворный перевод оды Фенелона, воспевающей счастье уединенной сельской жизни. Из Марбурга студенты были отправлены во Фрейберг к “горному советнику” Генкелю, причем содержание их было уменьшено наполовину и Генкелю было поручено держать студентов построже, объявить в городе, чтобы никто не верил им в долг. Ломоносов, обладая пылким темпераментом, поссорился с наставником и ушел из Фрейберга без дозволения Академии в 1740.

Странствуя по Германии, Ломоносов женился на Елизавете-Христине Цильх. По некоторым источникам, по дороге из Марбурга в Голландию был насильно завербован в прусские солдаты, но бежал из крепости Везеля.

После странствий Ломоносов прибыл согласно приказанию Академии, в 1741. В 1742 Ломоносов сделан адъюнктом по физике, в 1745, по отъезде проф. Гмелина за границу, профессором химии, в этой должности оставался до конца жизни. Деятельность свою Ломоносов характеризовал сам в 1753, в письме к Шувалову: “ежели кто, по своей профессии и должности, читает лекции, делает опыты новые, говорит публичные речи и дессертации, и вне оной сочиняет разные стихи и проекты к торжественным изъявлениям радости, составляет правила к красноречию на своем языке и историю своего отечества, и должен еще на срок поставить, от того я ничего более требовать не имею и готов бы с охотою иметь терпение, когда бы только что путное родилось”.

В 1757 Ломоносов сделался членом Академической канцелярии и подключился к управлению академическими делами. В 1759 Ломоносову было поручено управление академической гимназией, университетом и географическим департаментом. Но как достижение положения, так и деятельность Ломоносова сопровождались непрерывной борьбой с академической канцелярией, которая заведовала не только экономическими, но и учеными и учебными делами, с господствовавшей немецкой партией, масонскими интригами Г.Н. Теплова и других “вольных каменщиков” в Академии, “с неприятелями наук российских, которые не дают возрасти свободно насаждению Петра Великого”. Напряженная деятельность, продолжительная борьба с враждебной партией преждевременно расстроили здоровье Ломоносова.

Гениальные способности, глубокая любовь к науке, неизменное трудолюбие, пламенный патриотизм, непреклонная твердость воли при достижении цели — вот отличительные черты Ломоносова. Как ученый Ломоносов отличался необычайной широтой интересов; обогатил своими открытиями физику, химию, астрономию, географию, технику, геологию, историю, филологию; стремился использовать науку для развития производительных сил, поднятия благосостояния страны.

Михаил Васильевич Ломоносов скончался 15 (4 по старому стилю) апреля 1765 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.