Боевые чебурашки на службе отечеству

Возможности человеческого слуха на много уступают таковым у животных. И ногода для того чтобы услышать что-то получше мы прикладываем к уху сложенную лодочкой ладошку и это помогает. Как раз на таких попытках расширить и удлинить ушную раковину основывался принцип действия слуховых рожков для глухих, которые начали выпускать в середине XIX века.

Приблизительно в то же самое время стала развиваться и авиация, в том числе и военная. Но как вовремя услышать приближение самолета, чтобы защититься от летящей смерти? Ученые с радостью ухватились за идею слуховых рожков и стали усиленно работать в этом направлении, произведя на свет прародителя радиолокационных систем - гигантский раструб и ухо к нему.

Слуховые аппараты на службе армии

Японский император Хирохито инспектирует подразделение боевых слуховых труб, 1930-е:

Система дальнего обнаружения кораблей


Англичане даже построили звуковые зеркала. Огромные бетонные башни в форме параболических тарелок и изогнутой стены служили для дальнего обнаружения вражеских кораблей.

Акустические локаторы блокадного Ленинграда


Слуховые средства обнаружения авиации использовались даже во время Великой Отечественной Войны. Во время блокады Ленинграда в средствах ПВО на ряду со зрячими бойцами работали слепые. Идея привлечь к работе на акустических аппаратах слепых появилась в штабе городской ПВО и принесла неожиданные результаты. За несколько десятков километров слепой слухач мог не только узнать о приближении самолета, но и определить его марку. Слухачи запросто отличали советские самолеты от фашистских и, более того, по шуму мотора сообщали зенитчикам о том, что приближается «Хейнкель» или «Юнкерс».

С развитием электроники акустическая ветвь локации умерла, а боевые чебурашки теперь пользуются высокочувствительными электронными приборами и больше не носят большие уши. Однако подобных монстров все еще можно встретить различных музеях.


Добавить комментарий

Войти через: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *