«Императрица Ирландии» — океанский лайнер, который называли «Канадский «Титаник»

"Императрица Ирландии" - океанский лайнер, который называли "Канадский "Титаник"Гибель пассажирского лайнера «Титаник», затонувшего в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в водах Атлантического океана, потрясла весь мир. Сложно было найти газету, в которой бы не опубликовали сообщение об этой трагедии. Гораздо менее известно о печальной судьбе канадского судна «Императрица Ирландии». А масштаб данной катастрофы был ужасным. И случилась она через два года после крушения «Титаника».

Компании Canadian Pasiflc Railway, в 1906 году изготовила два океанских парохода — «Императрица Ирландии» и «Императрица Британии». Эти суда гордо именовались «плавучими городами». Длина каждого из них — более 170 метров, ширина — почти 20. Они могли развивать скорость до 20 узлов в час, а это 37 километров. Одновременно каждый из пароходов мог принять на борт свыше 1 500 пассажиров. Каюты первого класса не уступали номерам самых роскошных отелей.

Восемь лет лайнеры курсировали от канадского Квебека до английского Ливерпуля и обратно. Атлантический океан суда преодолевали невероятно быстро для того времени — всего за шесть дней. За эти годы каждый пароход перевез с одного континента на другой более 100 000 пассажиров. Интересно, что на борту лайнеров выпускали даже собственные газеты.

Из трагедии с «Титаником» судоходная компания сделала соответствующие выводы, меры безопасности были значительно усилены. Например, система биолокации могла предупредить о приближении опасных объектов (судов, айсбергов). Количество спасательных жилетов значительно превышало число пассажиров и членов экипажа, а спасательные шлюпки могли одновременно вместить более 1 800 человек. С командой лайнера регулярно проводились учения по экстренной эвакуации.

28 мая 1914 года лайнер «Императрица Ирландии» отправился в очередной, уже 98-ой, рейс по маршруту Квебек — Ливерпуль. Погода в тот день была отличная. В каютах первого класса разместилась аристократия, во втором «господа средней руки», а самые неприхотливые пассажиры купили билеты третьего класса. Всего на борту судна в тот день находились 1057 пассажиров и 420 членов экипажа.

Судно шло по реке Святого Лаврентия к Атлантическому океану. Вдруг штурман доложил капитану, что встречным курсом движется сухогруз. Позднее было установлено, что это был норвежский «Стурстад», перевозивший уголь. На часах было около 2 ночи, реку покрыл густой туман. Разойтись судам не удалось, сухогруз носом пробил корпус «Императрицы Ирландии».

Ситуацию осложнял еще и тот факт, что многие пассажиры в этот момент мирно спали, не подозревая о надвигающейся катастрофе. В панике они выбежали на палубу, плохо понимая, что происходит. Из 36 шлюпок благополучно спустить на воду удалось только 6. Через несколько минут на «Императрице Ирландии» взорвались паровые котлы. В 2 часа 15 минут судно ушло на дно.

Спасти удалось лишь около 460 пассажиров, более 1 000 погибли. Среди жертв оказались весьма влиятельные люди. Например, член палаты лордов парламента Британии сэр Генри Ситон-Кэрр, сын известного актера Генри Ирвинга Лоренс, жена известного предпринимателя Этель Патон. Капитаном «Императрицы Ирландии» был 39-летний Генри Джордж Кендалл, опытный моряк. Он выжил в этой трагедии и до конца дней тяжело переживал случившееся.

Одним из членов команды «Императрицы Ирландии» был Фрэнк Тауэр,за два года до этого служивший на «Титанике». Тогда Тауэру удалось спастись, но в этот раз судьба была не столь благосклонна к нему. В списке погибших оказалось 172 члена экипажа, Фрэнк Тауэр был в их числе. Есть, правда, и другое предположение: человека, спасшегося на «Титанике» и погибшего на канадском лайнере, звали не Фрэнк Тауэр, а Вильям Кларк.

По итогам расследования виновным в трагедии был признан экипаж сухогруза «Стурстад». Его владелец должен был выплатить канадской стороне два миллиона долларов. Но, найти такую сумму он не смог, объявив себя банкротом. Параллельно с этим процессом собственное расследование вели и норвежцы, возложив вину на экипаж канадского лайнера.

Если «Титаник» лежит на большой глубине, то обследование обломков канадского судна особых проблем не вызывало, первые погружения водолазов начались вскоре после катастрофы. Удалось поднять почтовые сумки и слитки серебра на общую сумму в 150 000 долларов. А в городе Римуски, который находится на берегу реки, недалеко от места трагедии, был открыт музей, посвященный лайнеру «Императрица Ирландия».

Гибель «Императрицы Ирландии» в прессе обсуждалась не столь бурно, как катастрофа «Титаника». Впрочем, для этого были причины: прошло всего два месяца и на планете вспыхнул пожар Первой мировой войны. Но, и в наши дни к месту трагедии на реке Святого Лаврентия приезжают потомки погибших на борту лайнера. О случившемся напоминает каменный монумент, установленный на берегу.