Интересные факты о Царь-танке

Царь-танкВ самом начале Первой мировой войны российскому императору Николаю II доложили о необычном проекте инженера Николая Лебеденко. По уверению Лебеденко, танк его конструкции резко изменит ситуацию на русско-германском фронте. А замысел, действительно, был грандиозным: танк размером с трехэтажный дом.

Правда, новая боевая машина серьезно отличалась от танка, в его классическом виде. Вместо гусениц Лебеденко предлагал установить два передних колеса диаметром около 9 метров и задний полутораметровый каток. Согласно чертежам, длина корпуса Царь-танка составляла 17,8 метра, а ширина – 12 метров. Экипаж – 15 человек. Несмотря на огромный размер и вес в 60 тонн, стальной гигант должен был развивать внушительную для того времени скорость – до 17 километров в час.

Император пришел в восторг и решил лично контролировать весь процесс создания Царь-танка. Правда, у него вскоре появилось еще одно, более оригинальное, прозвище – «Нетопырь». Кто-то заметил, что модель танка напоминает летучую мышь.

Испытания новой боевой машины было решено провести в Дмитровском уезде недалеко от села Орудьево. Уже весной 1915 года ближайший лес был объявлен запретной территорией, куда заходить строго запрещалось.

Здесь, вдали от посторонних глаз, шли работы по сборке первой модели Царь-танка. Испытания были назначены на август.

Царь-танкК восторгу создателей, танк рванул с места, ломая молодые деревья как спички. Но, вскоре задний каток увяз в мягком грунте. Да так сильно, что два передних девятиметровых колеса оказались неспособны выдернуть его из песка. Это была явная инженерная ошибка – основная масса машины приходилась именно на задний каток.

Комиссия признала, что дальнейшие работы по усовершенствованию танка не рентабельны. Слабая проходимость по пересеченной местности и огромные размеры «Нетопыря» делали его идеальной мишенью для вражеской артиллерии. А денег на капитальную доработку в государственной казне в то время просто не было.Более того, застрявший в песке огромный танк не удалось даже выдернуть. К нему была приставлена охрана, которая стерегла этого дорогостоящего монстра до 1917 года.

Новая власть к Царь-танку интереса не проявляла, а в 1923 году было принято решение разобрать его на металлолом. Проекту инженера Лебеденко не суждено было внести решающий вклад в Первую мировую войну, хотя сам инженер верил, что один только вид Царь-танка будет наводить страх на противника. Кстати, на строительство танка было потрачено 210 тысяч рублей, которые император Николай Второй выдал из личных средств.

О дальнейшей судьбе Николая Лебеденко известно не много: в 1917 году он уехал в Америку, где следы его затерялись. Наверное, его можно назвать наивным романтиком, но это не так, совсем даром труды
Лебеденко не пропали, в работе по созданию Царь-танка участвовали молодые инженеры А. А. Микулин и Б. С. Стечкин, ставшие позднее известными конструкторами авиационных двигателей. Создавая Царь-танк, пусть и неудачно, они приобрели бесценный опыт.

Царь-танк фактыВ настоящее время миниатюрную модель Царь-танка можно увидеть в музее-заповеднике «Дмитровский Кремль». Именно эту модель принес Николаю Второму инженер Лебеденко, добившись аудиенции у императора.


Добавить комментарий

Войти через: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *