Интересные факты о гараже Николая Второго

Интересные факты о гараже Николая ВторогоПервое знакомство императора Николая Второго с самоходным транспортным средством состоялось еще в 1895 году. Молодому правителю показали паровой трицикл «Millet», изготовленный во Франции. Удивительно, но император остался равнодушен к подобному средству передвижения, и в ближайшие годы не задумывался о том, чтобы приобрести себе автомобиль.

В 1903 году князь Владимир Николаевич Орлов пригнал в Царское Село свою машину и почти ежедневно приглашал Николая на автомобильные прогулки. Вскоре императора так захватили подобные путешествия, что он начал задумываться о покупке собственного автомобиля, заявив, что «нельзя дальше злоупотреблять добротой Орлова».

Экспертом он назначил, естественно, самого Орлова, благодаря которому, в 1905 году для императорской семьи были закуплены во Франции две машины марки «Delaunay-Belleville». Стоимость сделки была, для того времени, внушительной – 18 400 рублей. Князь Орлов получил почетную должность руководителя императорского гаража, а новые автомобили стали закупаться один за другим, в 1906 году их у Николая Второго было уже шесть. На общую сумму в 100 000 рублей.

В 1908 году в штате царского гаража было 26 сотрудников, а к началу Первой мировой войны – около восьмидесяти. Расходы на содержание также были огромными. В 1908 году потрачено 69 700 рублей, а в 1911 — уже 96 681. Автоколлекция Николая Второго и его семьи постоянно пополнялась.

Самая роскошная покупка была сделана в 1909 году. Компания «Delaunay-Belleville» получила заказ на изготовление модели «Delaunay-Belleville – 70 S.M.T.». Автомобиль, мощность которого составляла 70 лошадиных сил, а масса около 4 тонн, мог разгоняться до 100 км/ч. «Удовольствие» обошлось казне России в 23 000 рублей.

Жалование водителей было достаточно высоким: 90-100 рублей в месяц. Для сравнения — подпоручик царской армии получал около 70 рублей. При этом, нужно учитывать, что водителей в России в то время было не так много. В одной из записок царю князь Орлов сообщал, что спрос на представителей данной профессии настолько высок, что любой из них сможет найти место, где ему будут платить гораздо больше.

Не забывал Николай Второй и о своем наследнике – цесаревиче Алексее. В 1915 году 11-летний ребенок обзавелся собственным автомобилем. Это был крохотный «Пежо-беби», вес которого составлял всего 350 кг. Правда, садиться за руль Алексею разрешали не часто: он страдал гемофилией, любая травма была опасна для жизни, а машина-малютка развивала скорость 60 км/ч.

Император предпочитал передвигаться в открытых автомобилях, объясняя это тем, что правитель должен быть хорошо виден своему народу. Этот факт вызывал беспокойство у царской охраны, так как время было неспокойное, в любой момент могло произойти покушение на монарха.

После революции все имущество царского гаража было, естественно, национализировано. Новая власть получила от последнего русского императора хорошее наследство – 56 автомобилей на общую сумму в 1 000 000 рублей. А вожди революции начали с удовольствием пользоваться автотранспортом Николая Второго.