Интересные факты о ледовом спидвее

Интересные факты о ледовом спидвее

К сожалению, имя первого гонщика, рискнувшего промчаться по ледяной поверхности на мотоцикле, не сохранилось. Предположительно, это произошло около ста лет назад — в двадцатых годах прошлого века. Тогда же начали проводить и первые соревнования, сначала в странах Скандинавии, затем в Центральной Европе. В тридцатых годах о спидвее узнали в Советском Союзе, наши конькобежцы, побывавшие за рубежом, рассказывали о гонках мотоциклистов на ледовых дорожках. В марте 1938 года Сергей Бучин провел показательный заезд на стадионе «Динамо» в Москве. Произошло это в перерыве матча по хоккею с мячом.

Пример оказался «заразительным». Вслед за Бучиным гонками на льду увлеклись и другие мотоциклисты. Первые, документально зарегистрированные, соревнования по спидвею в СССР прошли на Московском ипподроме 10 марта 1940 года. Гонки были посвящены XVIII съезду ВКП(б). Участвовали гонщики из двух городов — Москвы и Ленинграда. Сильнейшим оказался ленинградец Силантьев. Соревнования вызвали большой интерес у зрителей.

В заезде принимают участие четыре спортсмена, которые преодолевают четыре круга по овальному ледяному треку. Длина каждого круга — около 400 метров. Лучшие гонщики развивают скорость свыше 100 километров в час. По дистанции спортсмены мчатся против часовой стрелки. Удержаться на ледяной дорожке помогают шипы, на переднем колесе их до 130 штук, на заднем — до 200. На официальных соревнованиях используются мотоциклы с объемом двигателя 500 кубических сантиметров.

Учитывая, что спидвей является очень травмоопасным видом спорта, к экипировке гонщиков предъявляют особые требования. Спортсмены выезжают на старт в шлемах, специальных очках, перчатках. Под комбинезоном — специальное снаряжение для защиты грудной клетки и спины. Ноги и голени защищают специальные мотоботы. Штаны гонщика изготовлены из высокопрочного материала, кроме того, используются специальные шорты. Налокотники и наколенники также составляют обязательный элемент экипировки.

Несмотря на все меры предосторожности, травмы в ледовом спидвее обычное явление. А некоторые гонщики погибают прямо на трассе. Одна из трагедий произошла в феврале 1984 года на чемпионате мира по спидвею, который проводился в Москве. Советский гонщик Анатолий Гладышев упал на вираже, столкнувшись с соперником. За ним мчался австриец Вальтер Вартбихлер, колесо которого попало в незащищенное место между шлемом и комбинезоном нашего спортсмена. Анатолия Гладышева не успели довезти до больницы.

Первый чемпионат мира по ледовому спидвею прошел в 1966 году в двух городах Советского Союза — Уфе и Москве. Победителем стал Габдрахман Кадыров из Уфы. Этот гонщик является одним из самых титулованных в истории данного вида спорта, на чемпионатах мира по спидвею на льду Кадыров побеждал шесть раз. На доме, где жил легендарный гонщик, установлена мемориальная доска, одна из улиц Уфы названа его именем.

Чаще всех на мировых чемпионатах побеждал россиянин Николай Красников, на счету которого восемь триумфов в личном зачете и 12 в командном. А шведский гонщик Пер-Олаф Сирениус по праву носит титул «дедушки мирового спидвея». Чемпионом мира он становился в 1995 и 2002 гг. Причем, второй титул Сирениус завоевал в возрасте 54 лет. Но, продолжал выступать и после шестидесяти. В 2013 году шведский ветеран выиграл открытый Кубок ДОСААФ среди ветеранов в подмосковных Луховицах.

Учитывая специфику данного вида спорта, можно предположить, что ледовый спидвей развит, в первую очередь, в северных странах. Это, действительно, так. Советские, а затем российские, мастера являются признанными лидерами. Именно они чаще всего побеждают на крупнейших международных турнирах. Конкуренцию им иногда могут составить спортсмены Швеции, Финляндии, Чехии, Германии и Австрии.

Самой большой популярностью среди мастеров ледового спидвея пользуются мотоциклы «Java», произведенные в Чехии. Именно эта фирма поставляет «стальных коней» для чемпионов. Победы на других марках мотоциклов случаются крайне редко. При этом, для мастеров высокого класса мотоцикл собирается практически вручную, тщательно подгоняется каждая деталь. Кстати, Международная федерация мотоспорта ограничивает массу мотоцикла для спидвея. Его вес, без учета топлива, не может быть меньше 77 килограммов. Объем топливного бака не превышает четырех литров. Тормозов у мотоциклов для ледового спидвея нет.

Следует отметить, что в последние годы популярность ледового спидвея начинает падать. В Советском Союзе этот мотогонки на льду были достаточно распространены, но сейчас многие признанные ранее центры закрываются. Но, настоящие энтузиасты спидвея верят в то, что этот мужественный и зрелищный вид спорта непременно возродится.