Интересные факты о монументе «Рабочий и колхозница»

Интересные факты о монументе "Рабочий и колхозница"
Памятник «Рабочий и колхозница» является одним из самых узнаваемых символов эпохи социализма. Первоначально монумент был предназначен для того, чтобы украсить советский павильон на Всемирной выставке, которая проходила в Париже в 1937 году. В Советском Союзе был объявлен конкурс, в котором приняли участие самые известные архитекторы страны. По мнению высокой комиссии, лучший проект предложил Борис Михайлович Иофан. Он считал, что монумент должен быть представлен в виде двух фигур — рабочего и колхозницы, олицетворявших собой истинных хозяев советского государства — рабочего класса и колхозного крестьянства. В руках они держали орудия труда — серп и молот.

Затем состоялся новый конкурс, на этот раз среди скульпторов. После некоторых замечаний, лучшей была признана работа Веры Игнатьевны Мухиной. Она изобразила рабочего и колхозницу в древнегреческом стиле — обнаженными. Но, комиссия потребовала придать им более «нравственный» вид. Окончательный проект был утвержден 11 ноября 1936 года.

За работу взялись два промышленных предприятия — «Стальмост» и завод НИИ машиностроения. На первом из них изготовили каркас будущего монумента, а на втором — обшивку. Причем, в технологию внесли ряд существенных изменений. Например, для обшивки использовали листы из хромникелевой стали, а не из меди, как планировалось раньше. Кроме того, при соединении листов использовали точечную сварку, а не заклепки.

Общий вес памятника получился внушительным — около 75 тонн. Естественно, доставить такой груз в Париж было не просто. Монумент разобрали на 65 частей, которые погрузили в 28 железнодорожных вагонов. Но, предусмотреть всего было невозможно, в пути возникли новые трудности: в Польше некоторые фрагменты деталей не смогли пройти в тоннель, их пришлось срезать сваркой.

В Париже памятник был встречен с восторгом, правда, ходили и слухи о том, что против него готовится диверсия, поэтому, работники, в задачу которых входил сбор «Рабочего и колхозницы», поочередно несли еще и дежурство около него. Когда выставка закрылась, правительство Франции было готово купить памятник, заявив даже, что необходимые деньги будут собраны в самый короткий срок. Но, руководство СССР ответило отказом и памятник отправился обратно в Москву.

На этот раз детали везли на открытых платформах, неудивительно, что многие из них в дороге получили серьезные повреждения. Памятник пришлось серьезно реставрировать. Не сразу бы решен и вопрос о том, где он будет установлен в Москве. Варианты были самые разные — Манежная площадь, Ленинские горы, улица Крымский Вал. Была даже идея отправить «Рабочего и колхозницу» на Волгу и установить у шлюза Рыбинской ГЭС. Но окончательное решение было таким — памятник будет находиться у главного входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.

Времени до открытия выставки оставалось немного, поэтому, памятник был установлен на невысоком постаменте, что очень огорчало Веру Мухину. К концу ХХ века памятник находился в критическом состоянии, требовались основательные реставрационные работы. В 2003 году было принято решение о демонтаже «Рабочего и колхозницы» для ремонта. Предполагалось, что вся реставрация займет около двух лет, но вернулся памятник на свое привычное место гораздо позже запланированного срока, только в 2009 году.

Даже тот человек, который никогда не видел памятник «Рабочий и колхозница» в самой Москве, хорошо знаком с ним по заставке картин, снятых на киностудии «Мосфильм». Впервые он появился в фильме «Весна», который был снят режиссером Григорием Александровым в 1947 году. Вскоре монумент стал своеобразным символом «Мосфильма», что вызвало в дальнейшем немало споров о нарушении авторских прав. Но, иски были отклонены судом, так как имелись документы о том, что разрешение на использование данного изображения «Мосфильма» были получены еще от самой Веры Мухиной.

Интересно, конечно, будет узнать — а с кого лепили изображения рабочего и колхозницы? Для фигуры рабочего позировал Игорь Басенко, в прошлом он занимался балетом, но получил серьезную травму и решил стать профессиональным натурщиком. А вот «колхозницей» была Зоя Мухина, работница «Метростроя». Причем, родственницей скульптора она не являлась. Свою однофамилицу Вера Мухина заметила во время физкультурного парада и решила, что она будет отличной натурщицей.

Увидеть памятник «Рабочий и колхозница» можно не только в столице. Такие же статуи, правда, в гораздо меньшем размере, можно увидеть еще в некоторых городах России. Например, в Бикине Хабаровского края или в Верхней Пышме, которая находится в Свердловской области. Кроме того, этот памятник довольно часто встречается и на почтовых марках. Причем, изданных как у нас в стране, так и за рубежом.