Интересные факты о стрельцах

Интересные факты о стрельцах

Первые стрелецкие войска появились в России в 1550 году по указу царя Ивана IV. Первоначально стрелецкое войско насчитывало 3 000 человек, стрельцы являлись личной охраной монарха. Постепенно, численность их увеличивалась, во второй половине XVII столетия в Москве уже было 26 полков, на службе в которых состояло более 22 000 воинов. В мирное время стрельцам полагалось нести караульную службу, а при объявлении войны отправляться в походы.

Помимо Москвы, на территории России было сформировано еще 48 пехотных полков. Оружие и обмундирование стрельцы получали из казны. При этом, московские стрельцы находились в более привилегированном положении. Согласно документам, сукно на кафтаны они получали ежегодно, в то время как стрельцы из провинции не чаще, чем один раз в три года. Парадные кафтаны надевались лишь в торжественных случаях, для повседневности использовали «носильное платье».

Благодаря кинематографу, у нас сложился стереотип — все стрельцы носили красные кафтаны. Но, это не так, цвета обмундирования полков сильно отличались друг от друга. Например, по данным на 1674 год, полк Юрия Лутохина, действительно, носил кафтаны красного цвета, а вот стрельцы Степана Янова были одеты в синие кафтаны. Сапоги у большей части стрельцов были желтыми, но, не у всех. Полк федора Лопухина, например, носил зеленую обувь.

Для управления полками сначала была создана Стрелецкая изба, переименованная затем в Стрелецкий приказ. На тягловом населении лежала обязанность по содержанию стрелецких войск. Например, «пищальные деньги» и «стрелецкий хлеб». Жалование самих стрельцов в XVI веке составляло 4 рубля в год. Сотники получали по 10-12 рублей, а также землю.

В знаменитой комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» стрельцы, уходя в поход, поют песню «Маруся». Все это не более, чем выдумка создателей фильма. Такой песни в XVI веке, естественно, не было. Она была написана композитором Александром Зацепиным на слова Леонида Дербенева. А исполнили ее в фильме артисты Москонцерта Борис Кузнецов, Лев Полосин и хор Московского военного округа.

На вооружении у стрельцов были ручные пищали — огнестрельное оружие, которое использовалось для поражения живой силы противника. При этом, эффективна была пищаль на расстоянии до 50 шагов. К тому же, скорострельность была не высокой. Даже бывалые стрельцы не могли произвести более трех выстрелов в минуту.

А в рукопашном бою стрельцы использовали сабли, палаши и знаменитые бердыши — тяжелый топор с огромным лезвием, насаженным на древко. В нашей стране бердыши получили распространение еще в XV веке. Бердышом можно было наносить как рубящие так и колющие удары острым концом. К древку обычно крепили ремень, что позволяло носить это оружие за спиной. Общий вес бердыша часто превышал 3 килограмма.

Фамилия Стрельцов указывает на то, что предок этого человека нес ратную службу. Фамилия эта в России достаточно распространенная. Шесть человек с фамилией Стрельцов получили звание «Герой Советского Союза». Можно вспомнить также Эдуарда Стрельцова — легендарного советского футболиста пятидесятых-шестидесятых годов.

Ликвидация стрелецкого войска началась при Петре Первом. В 1698 году стрельцы подняли бунт, жалуясь на скудное жалование, трудности службы и назначение иностранцев на командные должности. Царь в это время находился в Европе. Вернувшись в Москву, Петр жестоко расправился с бунтовщиками. Общую численность казненных затрудняются назвать даже историки. Есть сведения о том, что некоторым стрельцам царь отрубил головы лично.

После подавления восстания значительная часть стрельцов была переведена в отдаленные уездные города для несения гарнизонной службы. Процесс ликвидации был немного приостановлен во время Северной войны, так как русская армия нуждалась в опытных воинах. С 1705 года в России была введена рекрутская повинность.

Впрочем, еще в 1689 году стрелецкий полк под командованием Лаврентия Сухарева помог молодому Петру свергнуть с престола старшую сестру Софью. В награду за верную службу в Москве в 1692-1695 гг. была сооружена Сухарева башня. Она просуществовала до начала тридцатых годов двадцатого века и была снесена во время генеральной реконструкции столицы. А прилегающая к башне Сухаревская площадь была переименована в Колхозную.

В 1881 году русский живописец Василий Суриков завершил работу над картиной «Утро стрелецкой казни». На полотне изображен трагический момент нашей истории: казнь стрельцов после подавления бунта 1698 года. Картина была приобретена Павлом Третьяковым за 8 000 рублей. И до настоящего времени этот шедевр русской живописи можно увидеть в Третьяковской галерее. В годы Великой Отечественной войны картина была эвакуирована в Новосибирск, откуда вернулась только в ноябре 1944 года.