Интересные факты о запорожце

Интересные факты о запорожцеКак Вы наверное уже догадались речь пойдет не о жителях  Запорожья, а об одноименной машине, снискавшей популярность среди автолюбителей бывшего СССР.

22 ноября 1960 года с конвейера Запорожского завода «Коммунар» на Украине (который позже был переименован в «Запорожский автомобилестроительный завод») сошла первая промышленная партия автомобилей «Запорожец» – ЗАЗ-965.

Все варианты «Запорожцев» отличались максимальной степенью унификации по узлам и агрегатам с армейскими (ЛуАЗ-967) и гражданскими  (ЛуАЗ-969)   вездеходами марки «ЛуАЗ». А произошло это потому, что разработанный для запорожца двигатель был столь удачным, что им в свое время заинтересовались военные.

В СССР автомобиль «Запорожец» пользовался популярностью в значительной степени за счёт относительной дешевизны, он стоил вдвое дешевше жигулей и втрое волги.

ЗАЗ был единственным автомобилем в Советском союзе, который также выпускался с измененными для инвалидов механизмами управления. Такие версии в простонародье называли «инвалидками» и  распространялись они через органы соцобеспечения среди инвалидов различных категорий.

Несмотря на постоянные шутки по поводу заднемотоорноой компановки запорожца, следует отметить что в конце 50-х   — период, на который пришлась разработка обоих поколений «Запорожцев» — заднемоторная компоновка находилась на пике своей популярности по всему миру, в том числе США и Европе.

Практически каждое поколение «Запорожцев» в народе получало свое прозвище: ЗАЗ-965 за характерную форму кузова называли «горбатым», а следующее семейство ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 за выступающие сбоку воздухозаборники прозвали «ушастыми». Когда же воздухозаборники на ЗАЗ-968М убрали, машину тут же нарекли «мыльницей»

Интересно, что основным прототипом ЗАЗ-965 был Фиат 600, по крайней мере в отношении общего дизайна кузова, частично — независимой пружинной задней подвески, рулевого механизма и трансмиссии.

Двигатель  Запорожца был весьма редкого в мировом автостроении типа, четырёхцилиндровый V-образный, воздушного охлаждения и расположен сзади. Машина имела две двери, которые открывались назад. Заднее и лобовое стекла были взаимозаменяемыми.

Выпускались также их экспортные варианты (в том числе и с рулем справа, для стран третьего мира, где левостороннее движение) — ЗАЗ-965Э, ЗАЗ-965АЭ, ЗАЗ-966Э, ЗАЗ-968Э и ЗАЗ-968АЭ. Они имели торговое обозначение Jalta («Ялта») или «Eliette» и отличались от базовых моделей улучшенными потребительскими качествами.

Всего с 1960 по 1994 год на ЗАЗе было выпущено более 3 миллионов «Запорожцев».

После распада СССР, в условиях общего экономического кризиса, ЗАЗ в 1994 году прекратил выпуск «Запорожцев».

В последнее время коллекционеры раритетных автомобилей стали скупать запорожцы,  например цена «горбатого» запорожца составляет около 3000 евро.