Интересные факты про канализационные люки

Интересные факты про канализационные люки 1Канализационный люк ложат над смотровым колодцем к подземным коммуникациям для защиты колодца и водостока от повреждений, попадания посторонних предметов, обеспечение движения пешеходов и автотранспорта, несанкционированного доступа, также для доступа к подземным коммуникациям.

Канализационный люк — сравнительно недавнее изобретение. Расцвет эры чугунных канализационных люков связан с появлением и развитием электрических и телефонных сетей, которые появились всего столетие назад. К слову сказать центральная канализация, во многих городах появилась на 20-30 лет позднее.

Круглая форма люка не случайно получила наибольшее распространение: ведь квадратный люк может провалиться в колодец, а треугольный не соответствует форме человеческого тела. Круглый люк никогда не провалится в колодец, но вместе с тем он имеет особое качество — его можно катить.

По маркировке люка всегда можно узнать, какой колодец он прикрывает

В — водопровод
Г, ПГ — пожарный гидрант, пожарный гидрант подземный
К — бытовая и производственная канализации
Д — дождевая канализация
ТС — тепловая сеть
ГС — газовая сеть
ГТС ,МТС — городская телефонная сеть
МГ — [магистральный] газопровод
Т — телефон (телефонная сеть)
ТС — теплосеть (теплопровод)

Традиционный материал для изготовления люков — чугун. Чугунные люки прочны, надёжны, долговечны, устойчивы к воздействию агрессивных сред. Однако крышки чугунных люков довольно часто становятся объектом хищения с целью сдачи на металлолом.

В городе Калькутта (Индия) более 10000 люков были украдены в течение двух месяцев. Они были заменены на бетонные покрытия, но и они были украдены, на этот раз из-за арматуры внутри них.

240000 люков и водосточных решёток были похищены в Пекине в 2004 году». Вор в Китае может заработать 33 юаня ($4), продав дельцу крышку люка.

В одном только Лондонском районе Ньюхам ежегодно воруют около 200 решёток ливневой канализации и крышек.

Интересные факты про канализационные люки 2В связи с участившимися кражами люков ряд производителей начали выпуск люков, имеющих в своей конструкции петли (открываются как дверь), либо имеющие запорный механизм (замок). Последние чаще используются для линий связи.

В 2000—2001 годах в Москве проходил глобальный мэйл-арт проект «Канализации всех стран, соединяйтесь!», чью основу составляли фотографии канализационных люков со всего мира, а также авторское осмысление темы в виде творческих проектов и объектов.

Несмотря на то, что почти все канализационные люки имеют круглую форму, в некоторых странах используют треугольные. А США есть крышки для канализационных люков треугольной формы. Они указывают направление потока в канализации.

При движении гоночных болидов благодаря их аэродинамическим характеристикам создаётся настолько низкое давление воздуха между дорогой и днищем машины, что его достаточно, чтобы поднять крышку канализационного люка (см. Закон Бернулли, Граунд-эффект). Поэтому во время гонок по городским улицам крышки привариваются к ободу люка. 23 сентября 1990 года на гонке спортпрототипов в Монреале болид гонщика Хесуса Парейи ударился о крышку канализационного люка, поднятую в воздух болидом, следовавшим перед ним. В результате этого начался пожар; из-за плотного дыма последовали новые аварии, и гонку остановили.Срыв крышки люка гоночным болидом серии CART можно видеть в фильме «Гонщик».

На канализационных люках Рима, как и на гербе этого города, написано SPQR (традиционное римское сокращение фразы «Senatus Populisque Romanus», что в переводе с латыни означает «Сенат и римский народ»). А в Японии канализационные люки украшают веселыми аппликациями.