Интересные факты про Масленицу

Масленица – русский народный праздник, который имеет языческие корни. Этот праздник представляется собой народные гулянья, которые сопровождаются кулачными боями стенка на стенку, застольями, катанием на санках, уничтожением чучела Масленицы. Кроме того, изюминкой этого праздника является повсеместное массовое приготовление блинов, которыми люди угощаются на протяжении целой масленичной недели.

Интересно, что Масленица — это единственный языческий праздник, официально признанный Русской православной Церковью. В христианском православии он стал называться «сырной» или «мясопустной» седмицей (неделей). И даже название «Масленица» этот праздник получил лишь с 17-го века, когда был включен в церковные праздники и по времени сдвинут ближе к началу года.

Дата этого праздника теперь всегда зависит от даты христианской Пасхи: Масленица начинается за 56 дней (8 недель) перед Пасхой и длится 1 неделю, с понедельника по воскресенье. И название «Масленица» пришлось в пору этому видоизмененному празднику, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом — Церковный устав запрещает верующим есть мясо, а разрешает вкушение сливочного масла, молочных продуктов, яйц и рыбы.

Хотя, возможно, название этого праздника является одним из имен древнеславянской богини Лели. Она является одной из самых многоликих богинь, представая пред людским родом то в образе нежной девушки, а то на весеннее равноденствие — пышнотелой, с румяными щеками Масленицы. И пели о Масленице так:

«Приезжай ты к нам На широк двор:

На горах покататься, В блинах поваляться, Сердцем потешаться.

Масленица — Красная краса, Русая коса, Тридцати братьев сестра, Сорока бабушек внучка,

Трех матерей дочка, кветочка, Ягодка, перепелочка».

Русский народ во все времена обожал Масленицу. Ритуалы праздника были расписаны по дням, и было очень важно их придерживаться.

В понедельник Масленицу встречали: делали из соломы чучело, с пением возили его на санях по деревне.

Во вторник — Заигрыши, когда начинались развлечения: были тут и балаганы с Петрушкой, и ходившие по домам ряженые.

Среда — Лакомка: начинали угощаться блинами и другими яствами.

Четверг — Разгул (Перелом, Широкий четверг): проходили жаркие масленичные кулачные бои, в которых были свои строгие правила. Нельзя было, например, бить лежачего (помните поговорку «лежачего не бьют»?). С. В. Максимов в "Очерках народного быта" рассказывал о традициях одного из уездных городков Пензенской губернии: "В последний день масленицы < ...> на базарную площадь еще с утра собираются все крестьяне, от мала до велика". Начинается с традиционной "стенки", когда выстраиваются друг против друга бойцы двух партий. А кончается тем, что "все дерутся, столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. Издали эта куча барахтающихся людей очень походит на опьяненное чудовище, которое колышется, ревет, кричит и стонет от охватившей его страсти разрушения. До какой степени жарки бывают эти схватки, можно судить по тому, что многие бойцы уходят с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них разодраны в клочья".

В пятницу — Тещины вечера, и целый ряд масленичных обычаев был посвящен будущим свадьбам и молодоженам (остатки брачно-семейных обрядов). Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, становилось поводом к вечной вражде между ним и тещей.

В субботу — Золовкины посиделки: молодые невестки (жены считались пришедшими «невесть откуда», поскольку было принято брать замуж) принимали у себя родных.

Воскресенье — Проводы, Прощальный день(или Прощеное воскресенье): все непременно приветствовали друг друга поцелуем и говорили: «Прости меня, пожалуйста». А им отвечали: «Бог тебя простит». С той же целью в Прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины, молились и поклонялись праху родных.

А еще в последний день Масленицы сжигали чучело зимы. Многие думают, что это чучело Масленицы, но нет: не Масленицу сжигают, а зиму провожают!

Еще одна очень важная примета Масленицы прошлого века — медвежьи потехи. Эта народная забава несколько раз упоминалась в «Домострое», осуждающем ее как одно из «бесовских угодий», «богомерзких дел». Но, несмотря на запреты и гонения, медвежья потеха продолжала существовать, веселя и радуя народ.


Добавить комментарий

Войти через: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *