История картины «Боярыня Морозова»

История картины "Боярыня Морозова"
Детство известного русского живописца Василия Ивановича Сурикова прошло в Сибири. Он родился в 1848 году в Красноярске, где было много старообрядцев, чьи предки еще в XVII веке не приняли церковную реформу патриарха Никона. Поэтому, интерес к истории раскола у Василия Сурикова появился еще в юности. По воспоминаниям, впервые историю о боярыне Морозовой будущий живописец услышал от своей тетки Ольги Дурандиной, когда был еще учеником уездного училища. Но к работе над полотном Суриков приступил только в 1871 году, сделав первые наброски, А готова картина была лишь через шестнадцать лет.

Чем же прославилась Феодосия Прокофьевна Морозова, изображенная на одной из самых известных картин Сурикова? Она была представительницей Соковниных, одного из знатных московских родов. В 17-летнем возрасте вышла замуж за Глеба Морозова, проживала в большой усадьбе в селе Зюзино под Москвой. В округе Феодосия Прокофьевна была известна своей благотворительностью. Помогала нищим, принимала в своем доме странников, укрывала старообрядцев, терпящих притеснения от власти.

Овдовела Феодосия Морозова рано, ей было всего тридцать лет. После смерти мужа она стала хозяйкой огромного имения и 8 000 крестьян. Но, значительную часть своего богатства она, как и прежде, тратила на благотворительность, открыто выражала протест против Никона, общалась с его главным оппонентом — протопопом Аввакумом.

В ноябре 1671 года, по указу царя, боярыня Морозова была отправлена сначала в Чудов монастырь, а затем несколько содержалась в тюрьме города Боровска. Ее хотели сжечь, но спастись Морозовой удалось лишь благодаря заступничеству влиятельной московской аристократии. Умерла Феодосия Прокофьевна Морозова 2 ноября 1675 года от истощения. Чуть раньше умерла ее родная сестра Евдокия Урусова, также сосланная за приверженность к старой вере.

Через несколько лет после смерти Феодосии и Евдокии их братья Федор и Алексей Соковнины установили на их могиле плиту из белого камня. Могила была почитаема старообрядцами, которые служили здесь панихиды, а проходя мимо клали земные поклоны. Сейчас в Боровске на этом месте находится часовня, возведенная в 2005 году.

Работа над картиной у Сурикова складывалась не просто. С 1881 по 1884 гг. он сделал около 30 эскизов будущего полотна. Для каждого персонажа художник пытался найти реальный прототип, часто на поиски уходили не дни, а месяцы. Образ самой боярыни он писал сначала со своей тетки Авдотьи Васильевны Торгошиной, а затем с пожилой старообрядки Степаниды Варфоломеевны, которую Суриков встретил на Рогожском кладбище. Портретный этюд был написан всего за два часа.

Нелегко оказалось найти и натурщика для юродивого, который, сидя босым на снегу, провожал боярыню двоеперстием. В итоге, Суриков выбрал торговца огурцами на одном из московских рынков. Именно он и позировал художнику, получив за свою работу три рубля. Натурщик так сильно замерз, что Сурикову пришлось растирать ему ноги водкой.

Не менее интересна и фигура странника, стоящего с посохом рядом с юродивым. Посох был найден Суриковым в Троице-Сергиевой лавре. Он бежал за пожилой паломницей с криком: «Бабушка! Дай посох!». Старушка приняла художника за разбойника, бросила посох на дороге и убежала. Сохранилось девять разных этюдов с изображением странника. Он с сочувствием смотрит на опальную Морозову, глаза странника полны грусти, Россия переживает сложное время церковного раскола.

Художник долго думал над тем, как избавить картину от статичности, показать, что сани, в которых находится закованная в цепи боярыня Морозова, уже тронулись? Как говорил сам Суриков: “Не идёт у меня лошадь, да и только”. В итоге, рядом с розвальнями появился бегущий мальчик. На картине запечатлен драматический момент, сани с Феодосией Прокофьевной Морозовой едут по заснеженной Москве. Вокруг столпились люди, одни из них сочувствуют боярыне, другие просто пришли из любопытства.

Картина Сурикова оказалась внушительной по размерам — 304х587,5 см. В 1887 году «Боярыня Морозова» демонстрировалась на 15-ой передвижной выставке, после чего была приобретена известным московским коллекционером и меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым. Он не поскупился, заплатив Сурикову 25 000 рублей, деньги для того времени огромные. Благодаря щедрости Третьякова Сурикову удалось наконец-то осуществить свою давнюю мечту, вместе с семьей он решил навестить свою родину — далекий город Красноярск.

Картину Василия Ивановича Сурикова восприняли неоднозначно. Высокую оценку «Боярыне Морозовой» дали писатели Всеволод Гаршин и Владимир Короленко, критик Владимир Стасов, который назвал ее первой из всех картин на тему русской истории. Но, многие критиковали Сурикова за пропаганду церковного раскола.