Как в черно-белом фильме появился красный флаг

Многие историки кино утверждают, что цветной кинематограф в нашей стране появился в 1925 году, когда на советские экраны вышел легендарный фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». В нем на мачте мятежного броненосца появился красный флаг, поднятый восставшими матросами. Но, у этих кадров очень интересная история.

Выход фильма был приурочены к 20-годовщине первой русской революции. Сценарий картины был написан Ниной Агаджановой, а съемки поручили молодому режиссеру Сергею Эйзенштейну. Было бы, конечно, замечательно провести съемки на самом броненосце, но к тому времени это было невозможно. Судно находилось в плачевном состоянии, было списано и готовилось к утилизации. Пришлось использовать другой броненосец, «Двенадцать апостолов», правда, бутафорам пришлось изрядно потрудиться над ним, чтобы придать сходство с «Потемкиным». А внутренние помещения снимались на крейсере «Коминтерн».

Съемки проходили в авральном режиме: работу начали в августе 1925 года, а к декабрю от съемочной группы требовалось представить фильм экспертной комиссии. Причем, кульминацией картины должен был стать красный флаг, гордо развивавшийся над броненосцем. В эпоху черно-белого кино такое было практически невозможно, красный флаг на экране превратился бы в черный.

Тогда режиссер нашел оригинальный выход: в съемках использовали полотнище белого цвета, а затем приступили к раскраске. На копии фильма красными чернилами были обработаны 108 кадров, и флаг получился по-настоящему красным. Неудивительно, что во время демонстрации «Броненосца «Потемкина» в кинотеатрах, это вызывало настоящий восторг зрителей.

Интересно, что фильм, несмотря на революционную тематику, был очень популярен не только в Советском Союзе. Уже в 1926 году картина Сергея Эйзенштейна была отмечена на парижской Всемирной выставке. Неоднократно назывался кинокритиками в числе лучших картин всех времен и народов.

В Советском Союзе, только за первые дни демонстрации фильма, картину посмотрели более 300 00 человек, для того времени цифра огромная, кинотеатров было не так много.

Кстати, высокую оценку фильму дал даже идеолог Третьего рейха Геббельс, заявивший, что после просмотра киноленты многие могли бы стать убежденными большевиками.

В Советском Союзе в конце двадцатых годов фильм был подвергнут цензуре: в прологе слова Троцкого были заменены ленинскими цитатами.


Добавить комментарий

Войти через: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *