На заре русского кинематографа

На заре русского кинематографаГерой известного фильма «Человек с бульвара Капуцинов» приезжает в небольшой городок с благородной целью – познакомить местных жителей с кинематографом. Вы помните, как новый вид искусства, не просто понравился новым зрителям, а изменил весь образ жизни горожан. И в нашей стране с кинематографом происходили забавные случаи.

Первые показы киносеансов в России состоялись еще в 1896 голу. Кино быстро завоевало поклонников, и в мае того же года в Петербурге на Невском проспекте в доме 46 открылся первый в стране кинотеатр.

Но если для народа кино стало любимым развлечением, то властям оно добавило головной боли. В 1908 году в Москве было решено прекратить выдачу новых разрешений на открытие кинотеатров, а за старыми установить более строгий надзор. Объяснялось это тем, что подобных заведений развелось огромное количество, и полиции трудно осуществлять наблюдение за ними.

В 1909 году члены монархического Союза имени Михаила Архангела посещали сеансы с целью проверки репертуара. Было отмечено, что имеют место показы кощунственных, антипатриотических и порнографических лент.

В 1911 году в России отмечали 50-летие отмены крепостного права. По распоряжению старшего инспектора типографий Бутовского, все киноленты, изображающие это событие, должны подвергаться строгой цензуре.

Трагический случай произошел в феврале 1911 года на станции Бологое. Во время сеанса вспыхнул киноаппарат. Пламя быстро охватило деревянное здание. В пожаре погиб 81 зритель.

В 1912 году члены Общества покровительства животным высказались за запрет картины «Бой быков». По их мнению, подобные фильмы развивают в зрителях, в первую очередь в молодежи, жестокость.

В 1913 году в Политехническом музее состоялся диспут на тему «Кто победит – театр или кинематограф?». Было вынесено заключение, что театр в этом противостоянии только выигрывает, поскольку, кино впитывает в себя все пошлое и вульгарное, а театр является истинным искусством.

Несмотря на подобное резюме, многие театры жаловались на малое число зрителей на спектаклях. Кинематограф стал серьезным конкурентом в борьбе за посещаемость.

Кстати, 100 лет назад театральные актеры относились к артистам кино с некоторым пренебрежением. Считалось, что съемки в кино требуют от актера только хорошей мимики, поскольку, кинематограф был немым. А голос и дикция в данном случае совершенно не важны.

В начале 20 века одним из лидеров кинематографа была Германия. Во время Первой мировой войны это вызывало протест зрителей. Часто они покидали зал в самом начале сеанса.