Плещеево озеро — родина русского флота

Интересные факты.Плещеево озеро - второе по величине среди озер Ярославской области, уступает лишь Неро. Площадь Плещеева озера чуть более 50 квадратных километров, а максимальная глубина составляет 25 метров. Несмотря на такие скромные размеры, Плещеево озеро называют колыбелью русского флота, именно здесь в конце XVIII столетия юный царь Петр начал строительство своей "потешной" флотилии.

На царство Петр был венчан в 1682 году вместе со старшим братом Иваном. Оба брата были еще малолетними, Ивану было 16 лет, Петру - 10, поэтому, фактическое правление перешло к сестре Софье. Детство Петра проходило в подмосковном селе Преображенское, где он создал сначала свои "потешные" войска, затем артиллерию, а в 1688 году в Измайлово был найден старый английский ботик, после чего, Петр загорелся новой идеей - создать свой флот. Пусть, для начала, и потешный.

Первоначально строительство судов шло на реке Яуза, но она оказалась слишком мелководной даже для потешных судов. Петр решил перенести свой флот на Плещеево озеро, размеры которого поразили юного монарха. Это было не удивительно, ведь Петр к тому времени никогда не видел настоящего моря. Вот и решил основать на Плещеевом озере судостроительную верфь.

Для руководства строительством судов даже были приглашены голландские мастера. Сначала из села Измайлово на озеро был доставлен старый ботик, на котором Петр учился ходить под парусами. Длина ботика составляла шесть метров, длина - около двух, высота парусов более шести метров. Кроме того, на борту находились четыре легкие пушки. Постепенно флотилия разрасталась, голландцы Брандт, Класс и Корт строили новые суда "по типу морских".

Судоверфь располагалась рядом с селом Веськово. Работа шла так активно, что уже в апреле 1689 года Петр писал своей матери Наталье Нарышкиной, что корабли "удались все зело хороши". От судоверфи к озеру был прорыт канал, по которому малые суда спускались к воде, а крупные строились прямо на берегу.

Несмотря на то, что Петр был очень увлечен новым для себя делом, вскоре ему пришлось покинуть Плещеево озеро и срочно отправиться в Москву, где произошел стрелецкий бунт. Вернуться обратно и возобновить работы ему удалось только в 1691 году. К тому времени на берегу Плещеева озера для молодого царя был построен деревянный дворец, а вскоре появилась и небольшая церковь. Весной 1692 года Петр учился искусству судовождения, бороздя просторы озера.

Сейчас уже невозможно назвать общее количество больших и малых судов, которые были построены на берегах Плещеева озера. По некоторым данным, их было не менее сотни. В 1692 году царь отправился в Архангельск, чтобы увидеть уже настоящее море, а переяславским воеводам строго-настрого приказал беречь "потешный" флот для грядущих поколений. Конечно, суда Плещеева озера никак нельзя было назвать серьезной флотилией, но, это было только начало.

Флот, действительно, сохранялся более полувека, но в 1783 году был уничтожен крупным пожаром. По счастливой случайности уцелет лишь один бот, с характерным названием - "Фортуна". Спасло его лишь то, что он хранился в лодочном сарае, отдельно от других судов.

В 1802 году место, где создавался "потешный" флот Петра Первого, посетил Владимирский губернатор Иван Михайлович Долгоруков, решивший, что уникальный ботик должен быть сохранен, а на месте бывшей судоверфи следует организовать музей. Прошел лишь год, и в августе 1803 года был открыт первый в России военно-морской музей. В специально построенном доме хранился ботик "Фортуна". На фронтоне здания была высечена надпись: «Великому Петру усердный Переславль».

Церемония открытия музея прошла торжественно, в ней приняли участие знатные граждане Переславля-Залесского. Был зачитан указ Петра Первого о бережном хранении его судов, обедню отслужил архимандрит Никитского монастыря Анатолий, а губернатор И. М. Долгоруков читал стихи собственного сочинения. В 1842 году недалеко от музея была построена кирпичная сторожка для матросов, которые несли караульную службу.

В 1850 году музей посетили великие князья Николай и Михаил Николаевичи. Они положили первый камень в основание будущего памятника Петру Первому. Торжественное открытие обелиска прошло 17 августа 1852 года, над проектом памятника работал архитектор Кампиони.

После Октябрьской революции в музее-усадьбе разместили географическую станцию Московского государственного университета. В двадцатых годах прошлого века здесь некоторое время жил и работал известный советский писатель Михаил Михайлович Пришвин. Незадолго до начала Великой Отечественной войны на территории музея был открыт дом отдыха, куда приезжали рабочие из Переславля-Залесского. А в годы самой войны здесь размещали детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *