Поединок Пересвета с Челубеем

Поединок перед Куликовской битвой

Поединок перед Куликовской битвой

О поединке богатырей Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы (1380 г.) мы хорошо знаем, благодаря картине советского художника М.И.Авилова. Мастер написал её в трагический для страны, переломный 1943 год, когда важно было поддержать дух советской армии и направить её на достижение победы в освободительной святой войне. Ведь в свое время поединок богатырей решил исход Куликовской битвы в пользу русичей.

В том историческом бою оба воина погибли, но победа была признана за Пересветом, сумевшем доехать на коне до русских полков, а выбитый из седла Челубей остался лежать на поле.

Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда основательно пошатнулось.Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей.

Оказывается, по сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации.

Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обрекал своё войско на большие потери. Что за ситуация в соотношении противоборствующих сил имела место перед Куликовским сражением?

Оказывается, русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Это ни у одной из армий не вызывало желания атаковать первыми, так как потерять значительную часть своего войска никому не хотелось. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны.

У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами.

Вот для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок. От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы, владеющий приёмами древней борьбы «Бонч-бо».

Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника.

От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть посвободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея.

Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.

Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехал до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку.

Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русичи преследовали ещё много вёрст от поля Куликова.

За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 22 сентября по юлианскому календарю. Могила героя до сих пор так и не найдена.


Комментарии к статье “Поединок Пересвета с Челубеем

  1. Зацаренко Сергей

    Конь буланый бьет копытом,Александр Пересвет в поле бранное,открыто,выезжает дать ответ…

    Reply
  2. Вовик

    Челубей, Мамай не слишком ли знакомые и распространённые фамилии? И были ли это монголо-татары? Тем паче, что в той битве татары были на стороне русских, а их противниками были литовцы, генуэзцы и… черкассы или касаки, одно из племён Золотой Орды под командованием темника (от числа тьма, т.е. 10 000 ) Мамая, касака Мамая, а по-теперешнему генерала. Они то и были т. н.»монголами». Вытесненные армиями турок-османов из казахских степей и северо-иранского нагорья они принесли то самое трёхсотлетнее иго. Принесли также христианство принятое ими от Римской империи на части территории которой они обитали. Золотое Кольцо, эти церкви и храмы их рук дело.

    Reply
  3. Вовик

    На старинных рисунках прекрасно видны их знамёна с изображением Христа. Только они никуда не испарялись, как мифические монголы, а обосновались в южно-русских степях в своих мазанках крытых камышом и украшенных росписью из цветов смешавшись с местным населением, откуда и совершали свои набеги, грабя, сжигая города и угоняя в рабство т.н. славян ( от латинского slave -раб ). Кстати, мать Ивана Грозного, княжна Глинская была черкесской. Может здесь были корни той его жестокости к русским.

    Reply
  4. Ирина Тихонова

    «Конь смог довезти его до русских войск, тогда как Челубей оказался выбитым из седла…»
    Очень интересный исторический факт-загадка!
    Почему Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского и даёт ему в помощь двух монахов схимников (братьев) Пересвета и Ослябятю? Для поединка нужен только один воин! На картине схимник-монах в воинском доспехе и на лихом коне. Но у монахов нет имущества! Монахи пришли пешком на Куликово поле. Пересвет оставил свой яблоневый посох в часовне, приняв в руки копьё! «Вместо брони и шлема Александр облечен был в схиму Ангельского образа (так благословил его Преподобный Сергий); на сей одежде на челе, на груди было нашито знамение воина Христова — Крест Господень». Ничего кроме посконной рубахи и схимы на монахах не было!

    «Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из-за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.»

    Пересвет был привязан к седлу лошади постромками, потому и не упал с коня насквозь пронзенный копьём. Он смог нанести ответный удар между доспехом и шлемом Челубея. Стояла напряженная тишина, нарушаемая пением птиц, и когда один всадник упал – раздался громкий свист… и обученный конь поскакал на зов хозяина, унося на себе тело Пересвета. Александра приняли с коня, отрезав постромки, занесли в шатер. Через минуту о ЧУДО: из шатра выходит живой невредимый схимонах Ослябя. Никто не понял подмены! Все увидели – монах жив! Вот в чём было благословение Сергия Радонежского. Необходимо было чудо способное воодушевить русское воинство. «Андрей Ослябя остался невредим после битвы с татарами: в (1398?) году Великий Князь Василий Дмитриевич посылал его в Царьград с милостыней».

    Reply
  5. Андрей Ермосов

    Никакой подмены не было, не выдумывайте. Ослябя принял участие в битве и тоже был убит. А было их двое, потому что прп. Сергий, видимо, был отнюдь не уверен в исходе первого поединка с Челубеем: и именно поэтому послал не одного, а ДВОИХ воинов-схимников, чтобы, в случае возможной неудачи, на бой с Челубеем выехал второй монах. Настолько серьезной темной силой обладал Челубей! Пересвета и Ослябя схоронили в Старом Симоновом монастыре близ Москвы (сейчас это уже территория первопрестольной: рядом с метро “Автозаводская” внутри завода “Динамо”). Тут же, по преданию, упокоились до светлого Второго славного Пришествия Христова и 40 ближайших бояр князя Димитрия…

    Reply
  6. Милана

    Сражение на поле боя- это не шахматная партия! В поединке не разыгрывался не какой жребий. Предшевствующий битве поединок служил для того, чтобы поднять боевой дух собственной армии и унизить противника.

    Reply

Добавить комментарий

Войти через: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *