Проект «HABAKKUK»: авианосцы изо льда

Проект «HABAKKUK»: авианосцы изо льда 1Идея создания ледяных кораблей родилась в время Второй Мировой Войны. В начале 1940-х годов британский флот находился в критическом положении. Только в ноябре 1942 года – 143 английских корабля были потоплены немцами. Интенсивные военные действия требовали переброски огромного количества техники, а водного транспорта и кораблей сопровождения катастрофически не хватало.

В этих условиях ученый Джеффри Пайк без труда убедил британских военных в осуществлении своего амбициозного проекта «авианосца из айсберга», благодаря которому английский флот можно было пополнить грозным оружием в кратчайшие сроки.

Проект «HABAKKUK»: авианосцы изо льда 2Этот невероятный проект британской армии получил название «Хаббакук», в честь пророка Хаббакук из Ветхого Завета.

Размеры палубы должны были быть 610 метров в длину, 180 в ширину и 18-метровая толщина корпуса. На плавающем ледовом судне планировалось разместить 200 истребителей «Спитфайр» и экипаж из 15000 человек. На его палубе у самолетов было бы достаточно места, чтобы легко приземляться, взлетать и заправляться.

При весе 2,2 млн. тонн авианосец изо льда весил бы ровно в 48 раз больше, чем трагичный «Титаник», но по сравнению с последним, «Хаббакук» был бы непотопляемым, все полученные пробоины во время боев были бы быстро отремонтированы при помощи замороженной воды.

Проект «HABAKKUK»: авианосцы изо льда 3Согласно проекту Пайка, «Хаббакук» должен был быть построен из пайкерита, смеси воды и опилок. После замораживания этот материал получает твердость бетона.

В отличие от ледяного блока, который ломается при попадании пуль или других снарядов, пайкерит рикошетит пули.

Изобретатель объяснил преимущества своего проекта: пайкерит позволял значительно экономить металл, а также за очень короткое время построить корабль. Неизвестно, как Пайк сумел убедить в гениальности своей идеи Лорда Маунтбеттена, который в свою очередь убедил самого Уинстона Черчилля.

В записях от 7 ноября 1942 года Черчилль написал: «Придать большое значение изучению этой идеи». Британскому премьер-министру даже удалось убедить и президента США Рузвельта участвовать в проекте, однако один из технических советников Рузвельта, Ванневар Буш, уничтожил идею Пайка, используя самые убедительные аргументы.

«Несомненно, строительство авианосца приведет к значительной экономии металла. Однако большое количество драгоценного металла должно использоваться для желобов, через которых протекает жидкость хладагента, фреона. Кроме того, таким большим ледяным авианосцем практически невозможно управлять. Строительство «Хаббакука» обойдется в 80 миллионов долларов», сумасшедшая по тем временам сумма, особенно в военное время.

Отказ от проекта не нанес большой ущерб британской армии, поскольку техническая эволюция позволила им оснастить свои истребительные самолеты новыми двигателями, позволяющими летать дольше, дальше и быстрее. Кроме того, с августа 1943 года союзникам было предоставлено разрешение от Португалии на использование Азорских островов в качестве авиабазы.

Изобретатель проекта «Хаббакук» совершил самоубийство в 1948 году. Причиной суицида стал провал очередного проекта: он не смог убедить руководство британской армии построить систему туннелей, которая позволила бы сверхбыструю доставку солдат путем катапультирования между Бирмой и Китаем на основе сжатого воздуха.