«Ревизор» — бессмертная комедия Гоголя

"Ревизор" - бессмертная комедия ГоголяК работе над своей комедией «Ревизор» Николай Васильевич Гоголь приступил осенью 1835 года. Сюжет был достаточно незатейливым: в уездном городе N чиновники принимают остановившегося в местной гостинице молодого человека за ревизора. А тот быстро входит в роль, сумев использовать сложившуюся ситуацию в своих корыстных целях.

Единой точки зрения о том, как появился у Гоголя замысел этой пьесы, не существует. По самой распространенной версии сюжет был подсказан Александром Сергеевичем Пушкиным, которого также приняли за ревизора в Нижнем Новгороде, куда поэт прибыл для сбора материала о бунте Емельяна Пугачева.

По другой версии подобная история случилась с русским издателем Павлом Петровичем Свиньиным в Бессарабии. Тема была достаточно популярна в русской сатирической литературе, поэтому, некоторые исследователи считают, что Гоголь просто позаимствовал ее у других авторах. Например, в 1827 году драматург Г. Ф. Квитка-Основьяненко написал пьесу «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе».

Впрочем и этого автора упрекали в том, что его произведение повторяет пьесы, много раз поставленные на сценах петербургских и московских театров.

Первое публичное чтение «Ревизора» состоялось в январе 1836 года на литературном вечере у В. А. Жуковского. Автор читал пьесу в присутствии целой группы литераторов, вызвав «рукоплескания, задушевный и единогласный хохот». На вечере присутствовал и Александр Сергеевич Пушкин, по одной из версий, подсказавший Гоголю тему для пьесы.

Впрочем, не все было так радужно, как описываю это событие некоторые из свидетелей. Комедия буквально разделила петербургскую богему на сторонников и противников нового произведения. Например, поэт и драматург барон Розен утверждал, что во время чтения он не выказал ни малейшего одобрения автору и даже ни разу нем улыбнулся. А граф Федор Толстой, носивший прозвище «Американец», был еще более категоричен — врага России, написавшего такую клевету, следует заковать в кандалы и отправить в Сибирь.

Мнительный Гоголь тяжело переживал критические высказывания в свой адрес, порой даже серьезно преувеличивал их значимость. Друзья старались убедить его в значимости комедии, предостерегая молодого драматурга от непреодолимого желания «убежать от всего».

Путь «Ревизора» на театральные сцены также был непростым. Василию Андреевичу Жуковскому пришлось даже добиться аудиенции у императора Николая Первого, убедив монарха в том, что произведение абсолютно безопасно для российского общества.

Премьера прошла 19 апреля 1836 года на сцене Александрийского театра в присутствии императора, который заявил: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне — более всех». Но, запрещать дальнейшую постановку не стал.

В дальнейшем Гоголь вносил целый ряд поправок в свое произведение, причем, последняя редакция была произведена через шесть лет после премьеры — в 1842 году.

Первой постановкой сам Гоголь остался недоволен, по его мнению, актеры так и не смогли понять всей сатирической направленности произведения, либо просто побоялись показать ее в присутствии Николая Первого.

В письме актеру Михаилу Щепкину, уже через несколько дней после премьеры, Гоголь признается, что теперь он в полной мере понял — что такое быть комическим писателем. Малейший признак истины в произведении, и против автора восстают уже не отдельные лица, а целые сословия.

Несмотря на то, что Николай Первый не препятствовал постановке пьесы, он высказал пожелание: неплохо было бы если в конце все чиновники понесли наказание. Это, по мнению императора, гораздо больше соответствовало бы действительности. Негласные рекомендации правителя не остались незамеченными, уже летом 1836 года в Санкт-Петербурге и Москве прошли спектакли с названием «Настоящий ревизор». Интересно, что авторство на афишах не указывалось, а в разговорах в качестве создателя пьесы упоминался некий «князь Цицианов».

Пьеса Гоголя получила популярность не только в России, но и за рубежом. Уже через несколько лет ее начали ставить на сцене парижского театра «Порт-Сен-Мартен». А в нашей стране настоящая популярность гоголевского «Ревизора» началась после революции, ведь это было в духе времени — критиковать все, что проходило в царской России. Пьеса не раз экранизировалась, входила в школьную программу по литературе.

В комедии Эльдара Рязанова «Забытая мелодия для флейты», вышедшей на экраны в 1987 году, актеры самодеятельного театра ставят пьесу Гоголя «Ревизор», стараясь, при этом, приблизить классику к современности — например, городничий разъезжает по городу N уже не на дрожках, а на автомобиле.

В 2009 году, к 200-летнему юбилею со дня рождения Николая Васильевича Гоголя, в украинском городе Миргород была установлена бронзовая скульптура, посвященная главному герою комедии «Ревизор» — Ивану Александровичу Хлестакову.