Сколько стоят аплодисменты

Сколько стоят аплодисментыА Вы знаете, что на профессиональной сцене есть «наемные зрители», которые занимается созданием искусственного успеха либо провала артиста или целого спектакля. Говоря современным языком — это пиарщики в театральном искусстве, и называют их клакёры (фр. claqueur, от фр. claque — хлопок ладонью).

Группу профессиональных клакёров называют клакой. Используя эффект «социального доказательства», они на заказ стараются заставить публику в театрах вместе с ними аплодировать, кричать «Браво!» или наоборот освистывать и проявлять недовольство.

Родословную клаки можно начать вести от древнеегипетских плакальщиц, рвущих на себе волосы и разбивающих колени на фараоновых похоронах. Но официально считается, что своим рождением клака обязана римскому императору Нерону: тиран лично баловался актерством и очень нуждался в аплодисментах. Не брезговали клакой и люди искусства, чтобы ускорить свой успех или, наоборот, досадить сопернику. Уже в III веке до н. э. драматург-комедиограф Филемон нанимал против своего соперника Менандра клакёров.

Мало-помалу клака стала могучей силой, и в ее задачи стало входить не только благорасположение, но и публичное негодование. Клаке ничего не стоит провалить любую премьеру, а потому всякий жаждущий успеха артист ищет с ней общий язык. В Гранд-опера и Ла Скала клака даже влияла на афишу и могла «зашикать» любой неугодный спектакль. Однажды оппоненты попытались сорвать выступления Ф. И. Шаляпина в «Ла Скала» в 1901 году с использованием клакёров. На следующий день в одной из больших политических газет Милана появилось письмо Ф. И. Шаляпина.

«Ко мне в дом явился какой-то шеф клаки, — писал Шаляпин, — и предлагал купить аплодисменты. Я аплодисментов никогда не покупал, да это и не в наших нравах. Я привёз публике своё художественное создание и хочу её, только её свободного приговора: хорошо это или дурно. Мне говорят, что клака — это обычай страны. Этому обычаю я подчиняться не желаю. На мой взгляд, это какой-то разбой».

Профессиональные клакеры способны и на пакости, например за несколько часов до спектакля артисту сообщают об инфаркте у мамы. Или балерине дарят веник вместо цветов (считается самым большим оскорблением). Поэтому артисты с клакерами стараются дружить и в обмен на «радушие» зала снабжают своих «работников» финансами и билетами на спектакли.

Свое поведение на спектаклях глава клакеров объясняет так. Когда аплодируют заслуженным именитым артистам, то они используют эти секунды, чтобы перевести дыхание. А вновь пребывшие артисты, новички буквально паникуют, когда они танцуют в полной тишине. Здесь им на выручку приходят клакеры, которые в нужных местах и заводят публику аплодисментами. А иногда происходит и так, что тех артистов, которых клакеры ненавидят, они способны этими аплодисментами завалить. Достаточно лишь во время фуэте лишь начать хлопать неритмично, чтобы артист сбился и даже упал.

Однако при всех гримасах клаки на зеркало нечего пенять. Будет совсем скучно, если наглые или нелепые, оплаченные или бескорыстные, но всегда живые «браво» однажды заменят на магнитофонный «шум аплодисментов» в динамиках.