Соединить Волгу и Дон каналом пытались 400 лет

Соединить Волгу и Дон каналом пытались 400 лет31 мая 1952 года в Советском Союзе произошло значимое событие: в 13 часов 55 минут было завершено строительство Волго-Донского канала, который соединил между собой две великие реки. Теперь суда могли без проблем, по Волге и Дону, проходить из южных морей (Черное, Каспийское и Азовское) на север Советского Союза – в Балтийское и Белое моря. Интересно, что сама идея строительства такого канала появилась на 400 лет раньше – еще в XVI веке.

Волга, как известно, впадает в Каспийское море, которое является огромным озером, оно замкнутое, поэтому, пройти из него в какое-либо другое море невозможно. В XVI веке Балканами и Малой Азией владела Османская империя. Султан Селим II решил, что для удобства выхода его судов из Черного моря в Каспийское необходимо соорудить канал между Волгой и Доном.

На строительство канала было отправлено более 20 000 человек, весь нехитрый инвентарь которых состоял лишь из лопат и мотыг. Грандиозный план так и не был реализован, от непосильного труда строители умирали в огромном количестве, да и с поставками продовольствия были перебои. Работы были прекращены, соединить две реки могучему султану не удалось.

Прошло более 100 лет и молодой русский царь Петр Первый вновь попытался построить канал. Петр пытался закрепиться на берегах Азовского моря, в 1696 году он издал указ – Волгу и Дон необходимо соединить.

Руководить строительством было поручено немцу Иоганну Брекелю, а проект составил норвежец Корнелиус Крюйс, позднее ставший адмиралом русского флота.

Петру, как и султану Селиму II, завершить строительство не удалось. Причины были те же самые – слишком тяжелые условия труда и высокая смертность среди работников. Даже Иоганн Брекель не выдержал и сбежал в Европу. На его место был назначен англичанин Перри, но началась Северная война и средств на сооружение канала не осталось.

Кстати, по поводу строительства канала достаточно жестко высказался князь Борис Алексеевич Голицын, занимавший в то время пост астраханского генерал-губернатора: «Если бог, создавая реки, дал им естественное течение, то со стороны человека было бы неразумным высокомерием направлять их в другую сторону». Как видим, даже один из сподвижников Петра скептически отнесся к его замыслу.

Уже после Октябрьской революции, в 1918 году, на юг России была отправлена экспедиция с целью проведения исследовательских работ на месте сооружения канала. Но, в то тяжелое время к строительству не приступили, оно было реализовано только после окончания Великой Отечественной войны.

В отличие от времен Селима II и Петра Великого, строители были вооружены не только лопатами, здесь трудились тысячи единиц техники. Кроме того, широко применялся труд заключенных. Рядом со шлюзом №1 был установлен монумент вождю народов – Иосифу Виссарионовичу Сталину. Уже 1 июня 1952 года, на следующий день после завершения работ, по Волго-Донскому каналу прошло первое судно – буксирный теплоход №306.

Волго-Донской канал действует и до наших дней, вот только памятника Сталину здесь уже нет – монумент был демонтирован 20 ноября 1961 года.Средняя годовая продолжительность навигации канала около 211 суток. За это время по нему проходят до 5 000 судов